Новини та ділова аналітика для проактивних

E-правительство: война между Минфином и ГФС срывает внедрение электронного кабинета для бизнеса

24 липня 2017 — 12:49

На фоне провала Министерства финансов по внедрению системы автоматизированной остановки регистрации налоговых накладных (НН) актуализировался вопрос о совершенствовании обслуживания бизнеса через электронный кабинет Государственной фискальной службы (ГФС). Однако, по информации Нова Влада, качественное улучшение этого сервиса для налогоплательщиков откладывается на неопределенный срок. Хотя «апгрейд» системы должен быть закончен к 1 января 2018 г. Причина: склоки между Минфином и ГФС, непрофессионализм госдеятелей, отсутствие денег, коррупция и, возможно, просто отсутствие интеллекта у чиновников…

О чем речь

Напомним, что с 1 июля 2017 г. в полноценном режиме заработала система автоматизированного мониторинга соответствия налоговых накладных / расчета корректировки (НН/РК) критериям оценки степени рисков, достаточных для остановки этих документов в Едином реестре налоговых накладных. Критерии утверждены приказом Минфина №567 13 июня 2017 г.

Результат работы системы, мягко говоря, оказался шоковым для многих бизнесменов. Автоматизированный мониторинг, который должен был остановить фиктивные сделки, начал останавливать выполнение контрактов тысяч добросовестных налогоплательщиков.

Минфин спасая свое реноме и чудовищное детище решил всю ответственность перекинуть на ГФС. 16 июля министерство публикует коммюнике, в котором признает проблемы с работой системы, но виновным делает сервисы ГФС: «Останніми днями проявилися проблеми у втіленні ініціативи щодо повноцінного запуску роботи системи ризиків з відшкодування ПДВ… На жаль, саме операційні ризики зараз створили загрозу для роботи системи. Незадовільне функціонування Електронного кабінету, посилене негативними наслідками хакерської атаки на системи ДФС, разом із низькою ефективністю передачі документів у паперовому вигляді з регіонів у Комісію, зумовили низьку швидкість розгляду питань щодо реєстрації податкових накладних».

Речь идет о том, что специальная Комиссия при ГФС уже в «ручном режиме» рассматривает дальнейшую судьбу автоматически остановленных НН. «Мінфін підготував доручення ДФС щодо організації роботи Комісії на належному рівні, усунення недоліків функціонування Електронного кабінету платника податків та вирішення інших операційних питань», – говорится в министерском релизе.

С одной стороны, подобное спихивание всех проблем на ГФС по результатам работы системы остановки НН – это явный перебор и попытка министра финансов Александра Данилюка сохранить «хорошую мину». С другой, – сервис электронного кабинета при ГФС действительно остается на архаичном уровне и его надо категорически «допиливать». Самое циничное, что как раз Мифин, обвиняющий ГФС, является одним из основных виновных в неудовлетворительной работе сервиса (об этом чуть позже).

По оценкам экспертов и представителей бизнеса, электронный кабинет обеспечивает не более 20% от сервисных потребностей налогоплательщиков. В его нынешнем состоянии реализованы только самые простые информационные функции (просмотру и проверка информации по реестрам и т.п.). Нередко система зависает и субъекты хозяйствования не могут элементарно зайти в свой кабинет.

Необходимость доработать сервис была еще полгода назад также озвучена законодателями. Правда, они и вовсе записали, что этот кабинет надо оказывается СОЗДАВАТЬ. Согласно внесенным в декабре 2016 г. изменениям в Налоговый кодекс предусмотрено создание электронного кабинета – электронной системы взаимодействия между налогоплательщиками и государственными, в т. ч. контролирующими органами по вопросам реализации их прав и обязанностей, предусмотренных Кодексом.

В Кодексе даже появилась отдельная статья 42-1, в которой подробно расписано, что должен собой представлять и как должен функционировать электронный кабинет. При этом в запланированном в Кодексе виде он должен заработать с 2018 года.

Что было до этого

Создание электронного кабинета совсем не новая идея. Первым ее озвучил и стал реализовывать глава «Минсдоха» Александр Клименко. При нем же вышло распоряжение Кабмина об утверждении концепции создания электронного сервиса и первоначальном внедрении в эксплуатацию сервиса с 1 января 2013 года. Хоть и не с 1 января, но летом 2013 года сервис начал работу в тестовом режиме, а в декабре был сдан в промышленную эксплуатацию.

Однако после смены власти его внедрение практически застопорилось. Застопорилось настолько, что спустя несколько лет, как указано выше, пришлось принимать Закон о его внедрении.

По информации Нова Влада, разработкой электронного кабинета в 2012-2013 гг. занимались несколько людей (то ли в статусе предпринимателей, то ли в статусе сотрудников профильных ведомств – Минфина и налоговой службы. Речь идет об Игоре Ялосоветстком, Богдане Мыськиве и Игоре Дудок.

Согласно публичному мониторингу, проведенному «Наші Гроші», «Ялосоветський Ігор Андрійович – у 2009 році був заступником директора Департаменту інформаційно-аналітичного забезпечення процесів оподаткування Державної податкової  адміністрації України; Миськів Богдан Теодозійович – у 2003–2005 році був заступником директора департаменту автоматизації процесів оподаткування ДПАУ, у 2011 році був відповідальним за тендери Мінфіну по комп’ютеризації; Дудок Ігор Степанович – у 2008 році був відповідальним у Мінфіні за пов’язані з комп’ютеризацією тендери».

В июле 2014 г. эти трое экс-чиновников основали компанию – ООО «Програмика» (ЕДРПОУ 39295308) с уставным капиталом – 300 тыс. грн. Так уж получилось, что компания в 2015-2016 гг. выиграла ряд тендеров ГФС на услуги в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В частности, в эти годы «Програмика» получила подряды от ГФС на техническое сопровождение сегмента общей информационной системы (ИС) налоговиков: ИТС «Налоговый блок». Данная ИТС обеспечивает процессы администрирования налогов. Информация об этом проекте как портфолио компании есть на корпоративном сайте «Програмики».

Но, любопытно, что после отстранения Романа Насирова с должности главы ГФС, в 2017 г. ежегодный тендер на сопровождение «Налогового блока» 16 июня 2017 г. был отменен. В нем участвовали две компании – ООО «Програмика» и ООО «Интелект-Софт».

Официальная причина отмены: «…у зв’язку відсутністю подальшої потреби в закупівлі послуг за вказаним предметом». 

Отметим два любопытных момента. Первый – до тендера в 2017 г., который уже проводился через электронную систему Prozorro (см. выше ссылку), конкурс «Програмика» выигрывала через прежнюю систему «Вестника госзакупок». 

Второй – в мае 2015 г. компания заключила соответствующий контракт с ГФС на сумму 3,69 млн грн. В апреле 2016 г. – уже на сумму 5,18 млн грн.

Вернемся к «Электронному кабинету». Насколько известно Нова Влада, после 2013 г. финансирование разработки и поддержки этой системы прекратилось, и основатели «Програмики» кое-как поддерживали его функционирование своими силами. Причем на каких правах не понятно. Публичной информации о проведенных тендерах нам найти не удалось. При этом на корпоративном сайте «Програмики» в качестве проектов, реализуемых компанией, указан проект – «Електронний кабінет платника податків. Портал взаємодії платників податків з Державною фіскальною службою України».

В результате отсутствия финансирования и, на наш взгляд, полнейшего отсутствия управляемости процессом со стороны профильного госоргана, в 2016 г. сервис «Электронный кабинет» больше времени не работал, чем работал.

Что сейчас, и будет ли сервис для бизнеса?

Сразу укажем, что бизнес (как и парламентарии, принявшие закон) может даже не рассчитывать на то, что к 1 января 2018 г. произойдут качественные изменения сервиса.

После узаконивания решения о внедрении электронного кабинета, которое к тому же предусматривает расширение его функционала, следовало ожидать выделения бюджетного финансирования на проведение тендера и ко второй половине 2017 г. – активной работы по «перепиливанию» сервиса.

Тем более, что застрельщиком соответствующих изменений в Налоговый кодекс как раз и стал Минфин, который бюджетные потоки как бы распределяет.

На практике же, по информации Нова Влада, ничего из перечисленного не происходит: финансирование не выделено, тендеры не проведены. Видимо, руководство Минфина так заигралось в «войнушки» с руководством ГФС, что готово даже сорвать реализацию своего же проекта. Разработка усовершенствованной системы по мере возможности ведется все тем же «Програмика» своими силами и под обещания заказчика (в данном случае – ГФС) заплатить в будущем!!!

По идее, первым в колокола по поводу описанной проблемы должен бить и. о. главы ГФС Мирослав Продан – ситуация же явно ненормальная.

Однако он даже не молчит, он последние пару месяцев вальяжно рассказывает о том, как с нового года «космические корабли будут бороздить просторы Большого театра» – в смысле как лихо заработает обновленная система, которая якобы в эти самые минуты разрабатывается стахановскими темпами!

Мы можем предположить, как ситуация будет развиваться в дальнейшем. К концу года в ГФС все же могут обеспокоиться тем, что вот-вот сядут в лужу, и, видимо, попросят в рамках своих расходов соответствующего перераспределения у Минфина. Скорее всего добро на такое перераспределение будет даже дано, тендер проведен и т.д.

В описанной ситуации победа «Програмики» станет практически безальтернативным вариантом – и это ни хорошо и ни плохо, это просто объективная реальность.

Но главное, что не получится при этом провернуть – это повернуть время вспять и дать этой (или какой-либо другой) компании достаточно времени и финансовых возможностей для разработки качественной системы!

А это в свою очередь с изрядной долей вероятности приведет к тому, что разработанная второпях система будет далеко от идеала по качеству. И пострадают в первую очередь налогоплательщики.

Игорь Мельниченко