Новини та ділова аналітика для проактивних

Глава ГФС Насиров создал «черную сотню» опричников с коррупционными возможностями на таможне (ДОКУМЕНТ)

27 травня 2016 — 12:17

18 мая 2016 г. глава Государственной фискальной службы Роман Насиров подписал приказ №447 «О создании мобильных групп оперативного реагирования». Согласно документу эти мобильные группы получают практически безграничные полномочия по доступу к таможенному осмотру товаров, и, соответственно, новые коррупционные возможности по проверке бизнеса и работы своих коллег (см. документ в конце текста в фотогалерее, а также по ссылке).

Ранее, 10 мая, премьер-министр Гройсман заявил о создании при таможнях неких «черных сотен», которые должны по некоей же своей программе заниматься борьбой с контрабандой. Исходя из «насировского» документа речь идет о мобильных группах общим составом (вместе с координаторами) в 26 человек. Несмотря на различие в численности, очень похоже на то, что заявление Гройсмана и приказ Насирова – звенья одной и той же цепи.

Блуждающие цели

Главная цель создания нового карательного инструмента (мобильных групп) в приказе №447 звучит довольно странно. Создан он «с целью предупреждения попыток втягивания сотрудников ГФС в противоправную деятельность, связанную с незаконным освобождением от налогообложения товаров народного потребления».

Втягивания кем? Почему речь идет о «незаконном освобождении от налогообложения» (кстати, новый абсолютно безграмотный термин от ГФС!) только «товаров народного потребления»? Выходит, остальные товары «незаконно освобождать от налогообложения» можно?

Кроме главной странной цели перечислены еще несколько: для «профилактики преступлений, связанных с нарушением требований антикоррупционного законодательства, и предупреждения, выявления и прекращения нарушений законодательства Украины по вопросам государственного таможенного дела, выявления и прекращения каналов незаконного перемещения указанных товаров (видимо – товаров народного потребления? – Ред.), установления механизмов и схем нарушений физическими и юридическими лицами требований действующего законодательства».

Подчинены мобильные группы будут лично Роману Насирову через первого заместителя начальника главного управления внутренней безопасности ГФС А. В. Пащука.

Интересное совпадение. Буквально буквально через несколько дней после выхода приказа №447 экс-зампред ГФС по работе таможни Антон Макаренко (был замом у Игоря Билоуса) опубликовал на своей странице в Facebook информацию о том, что неофициальные расценки таможенников при оформлении грузов возросли. Цитата: «Вчера остановили грузы на западных границах. В связи с решениями КМУ расценки чёрной кассы возросли вдвое. В $/кг. Вебешники ДФС довели "план" до нач таможен. "Упростили" быстро!».

Упомянутые «вебешники» – это как раз главное управление внутренней безопасности, замруководителя которого Пащук и координирует работу мобильных групп. Создается впечатление, что «таможенные надои» с бизнеса перестали устраивать «центр». А жить-то и строить себе дома (покупать дорогие авто) надо. А что удобно – мобильные группы напрямую и будут собирать дань либо с нерадивых взяточников-таможенников на местах, либо там же на местах напрямую с бизнеса. И в том, и в другом случае – «крайним» будет бизнес.

Средства и полномочия

Всем руководителям ГФС – региональным и межрегиональным, руководителям структурных подразделений центрального аппарата и т.д. – то есть всем, кроме Насирова, предписано «в случае прибытия членов групп с целью проверки сведений о подготовке или совершения противоправных действий должностными лицами органов ГФС или в отношении них, всесторонне способствовать выполнению возложенных на них функций и задач, создать необходимые условия для работы и обеспечить:

- средствами транспорта, связи, помещениями, компьютерной техникой, доступом к автоматизированным информационно-поисковым базам данных;

- предоставление по требованию членов групп немедленно и в полном объеме всей имеющейся документации (в т.ч. копий) и информации для выполнения приказа;

- беспрепятственный доступ в любое время суток на территории зон таможенного контроля (в т.ч. в пределах пунктов пропуска через госграницу), мест хранения и нахождения товаров под таможенным контролем (в т.ч. на складах таможен, складах временного хранения и таможенных складах) для выполнения возложенных функций и задач;

- беспрепятственный доступ в любое время суток для выполнения возложенных функций и заданий, в т.ч. проведения осмотра помещений и рабочих мест работников, в служебные помещения (в т.ч. режимные), места хранения документов, оружия, боеприпасов, оперативно-технических средств, материально-технических ценностей, независимо от подчиненности и назначения;

- ознакомление со служебной документацией, материалами о результатах таможенного контроля и таможенного оформления, личными делами сотрудников ГФС, его территориальных органов, предприятий, учреждений и организаций, материалами проведения служебных расследований (проверок) и т.д.;

- на обоснованное требование (письменное) членов группы осуществление осмотров и пересмотров товаров и транспортных средств с привлечением (при наличии такого требования) работников департамента борьбы с таможенными правонарушениями ГФС, территориальных подразделений внутренней безопасности и борьбы с таможенными правонарушениями;

- по требованию членов групп, в случае ненадлежащего исполнения служебных обязанностей, нарушения трудовой дисциплины и непринятия мер, предусмотренных действующим законодательством, предоставление личных пояснений должностных лиц органов ГФС.»

Злая действительность

По факту, речь идет о создании подчиненного лично Насирову силового инструмента (фактически условного органа) с практически неограниченными полномочиями (легитимность создания которого данным приказом очень сомнительна). Можно сказать – опричнины! Ничего подобного ни один из прежних руководителей фискального органа в своем распоряжении не имел.

Люди с хорошей памятью могут вспомнить так называемые «налоговые десанты», которые внезапно «высаживались» в разные регионы в бытность главой ГНАУ покойного Юрия Кравченко. Однако «десанты» хоть и «высаживались» со сходными целями (конечно, исключая таможенные вопросы, которых тогда в ведении ГНАУ не было), но имели мало общего с ноу-хау Насирова. Они не имели постоянного состава. Под каждую «высадку» издавался отдельный приказ, в котором кроме состава утверждался круг задач. Их действия были направлены в первую очередь на «взбадривание» налоговиков на местах – непосредственно к товарам, принадлежащим бизнесу, они никаких действий не предпринимали (хотя опосредованно после «взбадривания» бизнесу на орехи доставалось). Наконец, количество «десантируемых» было довольно велико – предполагалась их специализация по разным вопросам.

Насиров же пошел напрочь другим путем во всех перечисленных вопросах. Что же касается численности «мобильных групп», то тут он усовершенствовал даже применявшиеся 80 лет назад «тройки», сократив их до… «двоек»! Мобильные группы «по реализации практических мер» состоят из двух человек каждая! Всего их 10. То есть «опричников» Насирова, которые будут заниматься карательными функциями непосредственно, 20 человек. Еще шесть человек – это руководящий и аналитический состав.

Однако один общий признак у событий тринадцатилетней давности и нынешнего ноу-хау имеется. Сегодня, как и тогда,  руководство службы решило опираться не на результаты работы системы рисков и других информационно-аналитических систем, не на бесконтактный контроль за налогоплательщиками, а на непосредственный контакт «своих» людей с ними.

Но сегодня это все же более удивительно… Как будто и не было прогресса в IT-технологиях, не было масштабной электронизации в передаче и обработке информации и т.п. Впрочем, г-н Насиров не в первый раз подтверждает, что персонально для него этого точно не было.

Исходя из утвержденных приказом полномочий, бизнесу в сложившейся ситуации следует опасаться дополнительных проверок товара, его задержания или ареста, «подстав», связанных с возможными предложениями со стороны фискалов в оказании «помощи» и т.п. По сути, в дополнение к таможенникам ГФС, налоговой милиции ГФС и СБУ их сможет «торбить» еще один полуофициальный (или все же нелегитимный) орган той же ГФС. К этому следует быть готовыми.

Пока предусмотрено, что «мобильные группы» будут работать до 01.08.16 г. Однако если г-ну Насирову результаты их работы придутся по вкусу и он усидит в своем кресле, то наверняка процесс будет продолжен.

Сергей Саливон  (совместно с Центром общественного и потребительского контроля «ЧЕК»)

СМ. НИЖЕ ДОКУМЕНТ В ФОТОГАЛЕРЕЕ, А ТАКЖЕ ПО ССЫЛКЕ В ФОРМАТЕ PDF