Новини та ділова аналітика для проактивних

Фискалы заставляют бизнес массово отказываться от возмещения НДС, чтобы выполнить бюджет-2018: на кону до 5 млрд грн

24 грудня 2018 — 14:14
За 11 мес. 2018 г. задолженность по возмещению НДС выросла в 1,5 раза – до 23,8 млрд грн.
Підзаголовок 2: 
Искусственный перенос сумм возмещения налоговикам нужен для выполнения доходной части госбюджета

В декабре 2018 г. от предприятий из самых разных регионов Украины стала поступать информация о том, что им с настойчивыми просьбами начали массово звонить сотрудники Государственной фискальной службы (ГФС). Как сообщают представители бизнеса, фискалы просят компании перенести заявки на возмещение НДС, оформленные на декабрь 2018 г., в счет налогового кредита будущего налогового периода. Об этом Нова Влада узнала из разных источников, в том числе непосредственно от бизнеса.                           

При этом в январе 2019 г. налоговики обещают якобы возместить все и сполна. Ну а кто не согласится «по-хорошему», тому обещают прийти с документальной проверкой, сам факт которой автоматически отложит возмещение на месяц.

К сожалению, и после внедрения Системы электронного администрирования (СЭА) НДС, и после внедрения в придачу к ней Системы мониторинга критериев оценки рисков налогового кредита (СМКОР) право на проведение документальной проверки заявленного возмещения НДС у фискалов осталось. В частности, достаточным основанием для ее назначения согласно пп.78.1.8 Налогового кодекса (НКУ) является заявка к возмещению копеечной суммы – свыше 100 тыс. грн.

Предварительная причина такого поведения – недобор доходной части госбюджета. За официальными комментариями по этому поводу Нова Влада обратилась в ГФС, Министерство финансов и Кабинет Министров (к премьер-министру). На момент выхода данной публикации от госорганов не поступили ответы по сути заданных вопросов. Редакция опубликует их по факту получения.

За 11 месяцев 2018 г. сумма заявок на возмещение НДС составила 131,7 млрд грн., что на 22,6 млрд грн. или на 20,7% больше, чем за аналогичный период 2017 г.

Понятно, что подобные проверки будут сугубо формальными – у ГФС просто нет достаточных человеческих ресурсов для фактического проведения массовых документальных проверок. Более того, есть сомнения, что они смогут оформить и чисто формальные проверки, так сказать де-юре, если бы бизнес дружно отказался идти налоговикам навстречу. Но, к сожалению, из всего предыдущего опыта можем констатировать, что фискалам сильно помогут штрейкбрехеры, которые согласятся самостоятельно перенести заявленное возмещение. И есть подозрение, что таковых будет большинство из тех, к кому обратились налоговики – из страха испортить отношения.

Добавим, что, по некоторой информации, первые подобные обращения фискалы стали делать еще минувшим летом. Правда, тогда они были адресованы только самым крупным налогоплательщикам. Ныне же черед дошел и до совсем небольших фирм.

Противоречивая отчетность

Проблемы с возмещением НДС подтверждаются не только массовыми жалобами налогоплательщиков. Они вполне видны в отчетности самой ГФС – см. ниже «Остатки невозмещенного НДС в Украине, млрд грн.».

Остатки невозмещенного НДС в Украине, млрд грн.

Дата Сумма, млрд, грн.
01.01.2010 21,8
01.01.2011 21,9
01.01.2012 19,7
01.01.2013 15,2
01.01.2014 14,9
01.01.2015 19,3
01.01.2016 22,3
01.01.2017 19,9
01.01.2018 15,3
01.11.2018 23,8

По данным ГФС

По итогу года они рискуют стать абсолютно рекордными. В частности, за 11 месяцев 2018 г. (с 1 января по 1 декабря) остатки невозмещенного НДС уже выросли примерно в 1,5 раза – с 15,3 млрд грн. до 23,8 млрд грн.

Основные причины такого резкого роста следующие (которые, по идее, при дететенизированном рынке должны быть взаимоисключающими): слабые поступления НДС в бюджет и увеличение заявленных к возмещению сумм НДС.

По данным ГФС, во-первых, за 11 месяцев 2018 г. сумма заявок на возмещение НДС составила 131,7 млрд грн., что на 22,6 млрд грн. или на 20,7% больше, чем за аналогичный период 2017 г. При этом, во-вторых, общий сбор НДС (до выплат по возмещению НДС) вырос только на 16,4%. То есть, темп роста сбора налога был меньше, чем темп роста заявленных к возмещению сумм.

Есть только два объяснения такого алогизма. Первое: либо фискалы специально допускают рост налогового долга по этому налогу.

Второе: либо обременительные для бизнеса и столь сильно разрекламированные СЭА и СМКОР, которые должны были на корню уничтожить «налоговые ямы» и «скрутки», проблему до конца не решили. А фиктивный налоговый кредит по-прежнему вбрасывается в систему.

Причём теперь уже под контролем самих фискалов, поскольку они теперь видят и контролируют все стадии движения налогового кредита. Поэтому другое предположение здесь сделать сложно.

«Вынужденные» звонки и бюджетные «дыры»

Но почему же тогда в декабре налоговики пошли на столь скандальное дело, как массовый обзвон плательщиков и фактическое блокирование возмещения для большого числа предприятий?

Ларчик открывается просто: вынудили проблемы с выполнением доходной части бюджета.

По данным Госказначейства, за 11 месяцев 2018 г. план по сбору доходов на таможне был выполнен тютелька в тютельку – 309,2 млрд грн. (при таком же плане). А вот налоговики не добрали 2 млрд грн. – в госбюджет поступило 357,7 млрд грн. при плане 359,7 млрд грн. Соответственно, эту сумму надо наверстывать в декабре.

Причем таможня ее вряд ли перекроет: в январе-ноябре 2018 г. через нее в среднем в месяц поступало в украинский бюджет по 28,1 млрд грн. Причем в конце года этот показатель значительно превышает усредненный. В ноябре было собрано 33,6 млрд грн. А вот на декабрь запланировано собрать 34,4 млрд грн. За 1-19 декабря поступило 19,6 млрд грн. – то есть по 1 млрд грн. в день. За оставшиеся 12 дней для выполнения плана нужно собрать еще 14,8 млрд грн., что, наверное, будет сделано, так как в конце года традиционно поступления от таможенных платежей растут. Но вряд ли это будет больше.

Перекладывание заявленного на декабрь 2018 г. возмещения НДС в счет января 2019 г. – это дорога в никуда

Налоговикам же, согласно плану, нужно обеспечить в декабре поступление 32,9 млрд грн. (из расчета, что по плану все заявленные к возмещению суммы НДС будут выплачены) плюс 2 млрд грн., которые не добрали за 11 месяцев. За счет же искусственного сокращения объемов возмещения НДС можно легко сократить величину недобора в бюджет (2 млрд грн по факту 11 месяцев и даже вполне возможные дополнительные «потери» в декабре).

Назначенный «местоблюстителем» главы ГФС Александр Власов имеет настолько скандальную биографию, что еще один скандал сильно ее не изменит.

Что из этого выйдет

Разумеется, перекладывание заявленного на декабрь возмещения в счет января следующего года – это дорога в никуда. Да, ГФС и Кабмин благодаря этому финту, наверное, смогут отчитаться о благополучном выполнении Бюджета-2018 по доходам (детальный его анализ читайте в следующих публикациях).

Но на 2019 г. все равно будут перенесены обязательства государства по возмещению НДС, которые уже не учтены в принятом Бюджете-2019. Причем судя по массовости звонков со стороны ГФС, по нашим оценкам, речь может идти о переносе 4-5 млрд грн. (более-менее точную сумму можно будет прикинуть, когда будет доступна отчетность о выполнении бюджета за год). Таким образом, для выполнения уже Бюджета-2019 (доходная часть его и так выросла на 11,7%, по сравнению с планом в 2018 г.) надо будет собрать еще и те деньги, которые не будут возмещены экспортерам в декабре. Это первая проблема.

Вторая проблема заключается в том, что увеличение сумм невозмещенного НДС в совокупности с ручным регулированием все больше подрывают веру в СЭА и СМКОР. А эти так называемые автоматизированные системы и без того оказывают немалую дополнительную нагрузку на бизнес: отвлечение оборотных средств, необходимость найма дополнительного персонала, который должен заниматься не только оформлением и отправкой документов в ГФС в рамках действий этих систем, но еще и постоянно следить за корректностью действий своих контрагентов и их подбором.

Взамен на все эти неудобства государством была обещана, по сути, автоматическая система возмещения НДС. Безусловно такой компенсатор в целом устраивал бизнес, которые в прошлом многие годы стоял в специальных очередях с протянутой рукой на возмещение НДС. И вот теперь ГФС эту систему само и начинает разрушать.

Третья проблема в том, что январь традиционно является сложным месяцем с точки зрения сбора доходов. Потому рассчитывать на выполнение обещаний со стороны налоговиков относительно возмещения долгов в этом месяце следует с изрядной степенью сомнений. Ну а затем подойдет время выборов. И вопросы своевременного возмещения НДС и для нынешнего руководства ГФС, и, возможно, для более высоких руководителей будут стоять совсем не на первом плане.