Новини та ділова аналітика для проактивних

Налоги в 2019: фискальная нагрузка избирательно увеличена, а Кабмин рассчитывает на дополнительные 5,2 млрд грн в бюджет

19 грудня 2018 — 10:05
Изменения в Налоговый кодекс – допнагрузка на добычу ископаемых, туризм, за выбросы СО2, лес, сигареты, почтовые отправления
Підзаголовок 2: 
Взимание акцизов на вина сделали более логичным, для части вин акцизы даже снизятся

На минувшей неделе (12 декабря 2018 г.), наконец-то был обнародован многострадальный «ресурсный» законопроект №9260 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно улучшения администрирования и пересмотра ставок отдельных налогов и сборов». С его учетом принимался и Бюджет на 2019 г.

Принятые в первом чтении изменения в НКУ Нова Влада анализировала еще в первой половине ноября. Напомним, что подобные этому законопроекты рассматриваются и принимаются ВР ежегодно под новый Бюджет – их условно называют «ресурсными». В частности, в результате принятия изменений Минфин изначально планировал дополнительно получить в 2019 г. в госбюджет 5,9 млрд грн. По факту принятия, правда, правительству удалось отстоять изменения, теоретически дающие дополнительные 5,2 млрд грн. (см. об этом в анализе принятого бюджета на 2019 г. в следующей публикации).

Законопроект об изменениях в НКУ в целом был одобрен нардепами еще 23 ноября, и еще тогда де-юре стал Законом под №2628. Де-факто же в принятый документ на протяжении двух недель еще вносились изменения. Хронологию его подписания можно глянуть здесь. В целом же отметим, что процесс принятия «ресурсного» законопроекта под Бюджет следующего года в нынешнем году оказался более, чем уникален.

Принятие

Во-первых, впервые за последние годы вместо двух законопроектов (одного – по изменению ставок, другого – по изменению администрирования) принимался один. Минфин слишком «топорно» подошел к подготовке «ставочного» законопроекта (№9085 от 17.09.2018 г.). Министерство попыталось протолкнуть увеличение всех установленных в абсолютных размерах ставок без какой-либо внятной аргументации. Очевидно тамошние спецы забыли, что с нынешнего года такое повышение в Налоговом кодексе не предусмотрено в автоматическом режиме. Вместо этого оно должно делаться только «в случае необходимости». В итоге депутаты проект 9085 благополучно «завалили». А часть положений отклоненного законопроекта №9085 перекочевала в описываемый законопроект №9260.

Во-вторых, отдельного описания заслуживает сам процесс принятия законопроекта №9260. В первом чтении он был принят 8 ноября, а уже к 23 ноября (день одновременного голосования за Бюджет-2019) его успели подготовить ко второму чтению. Но вот дальше дело застопорилось. Рассматривали его почти 3 часа (с 2 ночи до 5 утра!). А количество голосований за отдельные поправки, за различные комбинации из нескольких поправок, за возвраты к обсуждению и даже за сам законопроект не поддается счету. Набрать голоса удалось только после получения волшебного «коктейля» из ряда поправок. Одна из них (под №550) до последнего момента вообще никак не обсуждалась, так как ее отверг профильный Комитет. Но именно после ее включения в «коктейль» все и закончилось благополучным голосованием.

В упомянутой поправке идет речь об обнулении ставки ввозной пошлины на позицию УКТ ВЭД 3907 60 20 «Полиэтилентерефталат с вязкостью 78 мл/г или выше», которая ранее составляла 1%. То есть, от этой 1% ввозной пошлины зависело, по сути, принятие Бюджета на следующий год. Полиэтилентерефталат – это известный всем ПЭТ или лавсан. То есть основа для изготовления пластиковых бутылок и т.п.

Наверное, для промпредприятий, использующих ПЭТ-бутылки для производства готовой продукции, а также производителей полуфабрикатов (преформ), это хорошая новость. Но, во-первых, это шаг назад с точки зрения перспективы отказа от пластиковой тары и перехода к более экологичным видам тары. И во-вторых, – с точки зрения стимулирования перехода на переработку вторсырья из ПЭТ в Украине (а свалки этими отходами завалены до отказа). 

Уточнение

Как бы там ни было, 6 декабря Верховной Раде было предложено без обсуждения проголосовать за «предложения об устранении несогласованностей в принятом Законе». При этом среди действительно технических поправок в эти уточнения «затесались» и совсем не технические.

Например, именно при голосовании за уточнения была продлена до 01.01.2022 г. норма, в соответствии с которой временно освобождаются от обложения НДС операции по поставке (экспорту и импорту) отходов и лома черных и цветных металлов, а также бумаги и картона для утилизации (макулатуры и отходов) товарной позиции 4707 УКТ ВЭД.

Очевидно, металлурги и «главный металлург страны» только после голосования за законопроект №9260 заметили, что заканчивается срок действия нормы, позволяющей им хоть как-то конкурировать в охоте за ломом (а данная норма лишает экспортеров металлолома возмещения НДС). И соответственно сумели пролоббировать ее продление.

При голосовании за уточнения депутаты отказались от намерения поэтапно (в течение 2019-2022 гг.) повысить ставку экологического налога за выбросы двуокиси углерода с 0,41 грн. за 1 т до 30 грн. за 1 т. Нова Влада писала, что в первом чтении был предложен потенциально коррупционный механизм – чтобы Кабмин имел право устанавливать размеры выбросов двуокиси углерода, на которые не начисляется налог. А ставка на протяжении трех лет должна была увеличиться до 30 грн. за 1 т. При принятии же во втором чтении была допущена коллизия – в одном месте максимальную ставку решили сделать 10 грн. за 1 т, в другом – оставили переход к 30 грн.

В результате уточнений решение усреднили. С 2019 г. вводится постоянная ставка 10 грн. за 1 т, повышение примерно в 24 раза! Но благодаря поправке нардепа Татьяны Остриковой из числа плательщиков этого налога были исключены субъекты хозяйствования, выбросы которых не превышают 500 т в год. То есть, как минимум за домовыми котельными фискалы теперь охотиться не должны. Этой нормой заменили упомянутое коррупционное положение, позволявшее Кабмину устанавливать размеры выбросов, на которые не начисляется налог.

Уточнениями также продлили действие «старых» акцизных марок на вино до 01.03.2019 г. – в связи с тем, что они уже закуплены производителями.

С 2019 г. экологический налог повысили в 24 раза!

Наконец, именно при голосовании за уточнения Рада отказалась от ранее проголосованного решения об отмене взимания сбора в Пенсионный фонд при реализации ювелирных и бытовых изделий из драгметаллов, драгоценного камня и т.п. Эту правку технической тоже вряд ли можно назвать.

Основные изменения в НКУ

Итак, перечислим основные (финальные в 2018 г.) изменения в Налоговый кодекс, часть из которых осталась в редакции, принятой в первом чтении, часть подверглась изменениям или была добавлена. Также см. ниже «Изменения ставок платежей и другие налоговые изменения, внесенные в Налоговый кодекс законом №2628».

1. Усиление контроля над оборотом нефтепродуктов и спирта.

По оценкам экспертов и участников соответствующих рынков, в тени сегодня находится до 30% оборота нефтепродуктов и не менее 50% оборота спирта. Причем теневая доля резко выросла за последние несколько лет. Согласно принятому Закону:

- бизнес обязали отображать в Системе электронного администрирования реализации топлива (СЭАРТ) фактическое движение топлива в разрезе мест хранения вместо существующего – в разрезе субъектов хозяйствования;

- бизнес обязали сравнивать показатели СЭАРТ и показатели расходомеров-счетчиков и уровнемеров-счетчиков уровня топлива в резервуаре в отношении объемов оборота и остатков топлива в разрезе кодов УКТ ВЭД, акцизных складов и распорядителей этих складов;

- внедрили лицензирование деятельности всех субъектов хозяйствования, которые занимаются производством, хранением, оптовой и розничной торговлей топливом;

- установили контроль над целевым использованием бензина авиационного и топлива для реактивных двигателей, и установили ответственность за их использование не по назначению (предлагается применять повышающий коэффициент 10 к ставке акцизного налога);

- предусмотрели ведение в СЭАРТ отдельного учета за перемещением спирта;

- установили нулевую ставку акцизного налога на спирт, который используется для производства уксуса, парфюмерно-косметической продукции и биоэтанола.

Все описанные новшества должны вступить в силу поэтапно с 1 июля 2019 г., а ответственность за нарушение новых требований должна также наступить поэтапно с 1 октября 2019 г.

Как мы уже писали, участникам рынка придется вложиться в новые средства контроля, а заплатит за это, разумеется, конечный потребитель. А вот перспективы уменьшения нелегальной доли продаж на рынках нефтепродуктов и алкоголя туманны. 

Больше шансов, что изменения помогут несколько сократить теневые обороты нефтепродуктов. С одной стороны, на этом рынке есть заинтересованные (в частности, крупные игроки) в его легализации. С другой стороны, все описанные меры смогут применяться к тем, кто занимается торговлей в «серую». Но вряд ли затронут тех, кто работает полностью в «черную» – без создания юрлица или ФОПа под «крышей» высших должностных лиц МВД и прокуратуры.

Туристический налог при въездном туризме составит 5% от минимальной зарплаты за сутки проживания, независимо от уровня отеля

Еще призрачнее шансы с легализацией оборота спирта. Точнее движение самого спирта, возможно, будет контролироваться великолепно – от места производства до его передачи производителям спиртосодержащих товаров. А вот дальше… Есть все шансы, что уже в следующем году Украина по статистике опередит Францию по производству парфюмерной продукции и оставит позади весь мир по производству стекломоя. А вот по факту весь спирт, который легально дойдет до производителей парфюмерии и стекломоя, может оказаться упакован в бутылки с надписью «горілка».

2. Расширение базы обложения НДС в отношении товаров, пересылаемых из-за границы.

Операторов почтовой связи и экспресс-перевозчиков признали лицами, ответственными за уплату НДС при ввозе на таможенную территорию Украины товаров в международных почтовых и экспресс-отправлениях, в несопровождаемом багаже.

При этом необлагаемую стоимость отправлений в адрес юрлиц и физлиц-предпринимателей предлагается оставить на прежнем уровне в 150 EUR. А вот для обычных физлиц ее уменьшили до 100 EUR. То есть, теперь при заказе на сумму свыше этой цифры придется уплачивать налог.

При этом саму систему подачи отчетности и уплаты налога законодатели сделали очень запутанной. Почитать точные формулировки можно здесь – см. изменения в ст. 191. Операторам и перевозчикам вменили в обязанность подавать контролирующему органу реестры (временные и дополнительные) международных почтовых или экспресс-отправлений. При этом физлица должны оформлять таможенные декларации. Вдобавок ко всему в Законе указано что делаться это должно почему-то в отношении товаров, суммарная фактурная стоимость которых НЕ превышает 150 EUR…

В том, что принятие меры приведут к сокращению нелегального импорта, есть большие сомнения. А вот удорожание услуг по доставке товаров для тех, кто делает покупки не в целях бизнеса, однозначно произойдет. Остается добавить, что ввод новаций будет поэтапным в течение 2019 г.

3. Поднятие ставок некоторых налогов.

На 9% вновь повышены ставки акцизного налога на табачные изделия (см. ниже таблицу «Изменения ставок платежей и другие налоговые изменения, внесенные в Налоговый кодекс законом №2628»).

Скорее всего новая индексация ставок акцизного налога приведет к дальнейшему сокращению объемов реализации табачных изделий и, соответственно, поступлений в бюджет.

Также повышены ставки рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, которые выражены не в абсолютных значениях, а в процентах от стоимости товарной продукции. В частности, на нефть и газовый конденсат– с 29% до 31% (для залежей глубиной до 5 км) и с 14% до 16% (для залежей глубиной свыше 5 км).

Но при этом надо иметь в виду, что на конденсат ставки в 29% и 14% должны были начать действовать с 01.01.2019 г, а сегодня еще действуют ставки 45% и 21%.

А вот для железной руды предусмотрено (но только на 2019 год!) применение к ставке ренты коэффициента 1,1. То есть, ставка в 2019 г. составит не 8%, а 8,8%.

В полтора раза повышены ставки рентной платы за использование лесных ресурсов. Скорее всего без комплексного решения проблемы лесозаготовки (внедрение нормального учета древесины, цивилизованных правил торговли необработанной древесиной и т.д.) это повышение приведет лишь к увеличению теневого оборота леса.

О повышении же ставки экологического налога за выбросы двуокиси углерода мы упоминали выше.

Добавим, что взимание акцизов с вин здорово переформатировали. Вермуты, по сути, приравняли в налогообложении к винам, и будут применять ставки в зависимости от особенностей продукта (натуральное, сброженное, газированное и т.д.). Высокие ставки акциза (126,96 грн. за 1 л 100-процентного спирта), которые ранее применялись к прочим сброженным напиткам с добавлением спирта, теперь будут применяться к алкогольным напиткам, в которых крепость превышает 22 объемные единицы. Можно сказать, что таким образом устранена определенная дискриминация (например, по отношению к определению «крепленое вино») и установлен более четкий порядок налогообложения.

Радикальные изменения коснулись и туристического налога. Причем приведут они к его существенному росту и искажению здравого смысла. Если ранее ставка налога составляла от 0,5% до 1% от стоимости проживания за весь период, то теперь составит 0,5% минимальной зарплаты за каждые сутки проживания при внутреннем туризме и 5% (!) минимальной зарплаты за каждые сутки проживания для въездного туризма. Даже для внутреннего туризма в большинстве случаев (кроме размещения в супердорогих отелях) это означает фактический рост. Для въездного же это будет рост на порядок – видимо, его таким образом собираются стимулировать. Ну а уравнивание сбора для хаты, принимающей участие в «зеленом» туризме, и отеля «Хайят» в центре Киева – это просто пердимонокль!

4. Прочие изменения.

В 100500-й раз внесены изменения в раздел НКУ «Трансфертное ценообразование», который при этом, по сути, остается нерабочим (прибыль из страны выводится в «товарных» количествах), но зато дает возможность выкручивать руки тем, кто вовремя не отчитался, сделал это неправильно и т.п. – то есть совсем не тем, кто прибыли выводит.

Ну и еще по мелочам.

Продлили с 5 рабочих до 10 рабочих дней сроки подачи возражений к акту проверки (соответственно, само решение теперь будет приниматься на протяжении 15 рабочих дней после окончания проверки). А также – с 10 календарных до 10 рабочих дней сроки подачи жалобы на налоговое уведомление-решение.

Обязали контролирующие органы со ссылкой на Бюджетный кодекс подавать органам местного самоуправления в разрезе источников доходов отчетность о:

- суммах начисленных и уплаченных, суммах налогового долга и излишне уплаченных в местные бюджеты налогов и сборов на соответствующих территориях – ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным;

- суммах списанного налогового долга; рассроченных и отсроченных суммах налогового долга и денежных обязательств налогоплательщиков, суммах предоставленных налоговых льгот, включая потери доходов бюджета от их предоставления – ежеквартально, не позднее 25 дней после окончания отчетного квартала.

Исключили из объектов обложения налогом на недвижимость «строения, сооружения сельскохозяйственных товаропроизводителей (юридических и физических лиц), которые относятся к классу «Строения сельскохозяйственного назначения, лесничества и рыбного хозяйства» и не сдаются собственниками в аренду, лизинг, заем».

Продлили налоговые льготы по импорту лекарственных средств и медицинских изделий, а также электромобилей.  Продлили на год ускоренную амортизацию основных средств.

Рассрочки на НДС при ввозе оборудования распространили на ввоз комплектующих. Обязательную банковскую гарантию заменили обеспечением «согласно разделу Х Таможенного кодекса Украины». В прежнем виде благое намерение с данной рассрочкой практически не сработало из-за чрезмерно обременительной (в бумажном и финансовом смысле) процедуры оформления.

Кроме того, под соусом необходимости срочного принятия законопроекта в нем протолкнули изменения в целый ряд законов, не имеющих никакого отношения к Налоговому кодексу.

Читайте в следующей публикации анализ принятого бюджета на 2019 г.

nalkodeks_2628.jpg

Сергей Саливон, директор департамента экономической политики Федерации работодателей Украины