Новини та ділова аналітика для проактивних

Бой замглавы фискальной службы Хоменко с «тенью» превращается в борьбу с самим собой

22 вересня 2014 — 14:00

В середине сентября 2014 г. первый зампредседателя Государственной фискальной службы (ГФС) Владимир Хоменко распиарил себя как борец с выведением украинских денег в оффшорные зоны. Произошло это, как сообщает Нова Влада со ссылкой на сайт госслужбы, на втором форуме руководителей  органов налоговых расследований в Гааге. Лейтмотив его сообщения: Европа нам поможет в борьбе с выведением теневых денег.

«Одним із пріоритетних напрямків спільної роботи є протидія схемам мінімізації податкових зобов’язань з виведенням коштів в оффшорні зони… Україна входить до десяти країн з найбільшим рівнем виведення капіталів до оффшорних зон. Протягом 21 року з України виведено до оффшорів близько 167 млрд. дол. США…», – проявил осведомленность в вопросе Хоменко.

Судя по майским сообщениям СМИ, познания «второго» фискала страны о схемах работы с оффшорами действительно могут заслуживать уважения европейских коллег. Последним наверняка не лишним было бы оценить и практический опыт украинского борца с «тенью». Напомним, что в мае 2014 г. Владимир Хоменко попал в центр коррупционного скандала. Тогда СМИ сообщили, что Хоменко купил виллу в Ницце за 28 миллионов евро. Якобы усадьба была оформлена в собственность кипрской офшорной компании «Derastena LLC», бенефициаром которой является жена Хоменко Татьяна Тарасевич. Сам Хоменко на одном из публичных мероприятий в Кабмине по этому поводу заявил, что все его недвижимые владения указаны в декларации о доходах, а этой виллы в декларации нет. Но об этой покупке стало известно после подачи декларации Хоменко (была обнародована 18 апреля 2014 г.). Есть надежда, что с введением в действие закона «Об очищении власти», соответствующие органы добросовестно проверят информацию о покупке элитной зарубежной недвижимости первым зампредом фискальной службы или членами его семьи, а также оценят соответствие его доходов –расходов.

А попотеть проверяющим придется немало. О том, на какие запутанные финансовые схемы способен налоговик со стажем Владимир Хоменко давно известно общественности через публикации в СМИ. По информации журналистов, чиновник  имел два идентификационных кода. Первый налоговый номер №1990017071 он получил в 1998-м, являясь первым заместителем председателя Государственной налоговой администрации – начальником налоговой милиции Черновицкой области. Однако код был присвоен ошибочно. Владимир Петрович родился в с. Черемошное Винницкой обл. 26 июля 1954 г., а налоговый номер № 1990017071 был присвоен Хоменко Владимиру Петровичу, родившемуся 26 июня 1954 г. 24 апреля 2000 г. Хоменко Владимиру Петровичу присвоили идентификационный налоговый номер № 1993020150 уже по правильной дате рождения. Но якобы свой первый налоговый номер он так и не сдал. Именно на него якобы был зарегистрирован автомобиль Audi A8 (гос. номер II2350МI).

Присмотреться к деятельности Хоменко органам проверки нужно самым тщательным образом. И дело не только в налоговых кодах и подозрении в покупке элитного дома за рубежом. Самую главную оценку действиям «второго» фискала страны можно не вдаваясь в поиски скрытой инсайдерской информации. Фактически Владимир Хоменко в своих интервью сам показал чего стоят его слова как чиновника и насколько он последовательный борец с коррупцией и теневыми схемами ухода от налогов.

В интервью «Экономической правде» от 14 мая 2014 г. Владимир Хоменко похвастался, что ему удалось обнаружить на госпредприятии «Полиграфкомбинат «Украина» левые тиражи акцизных марок для реализации теневого алкоголя. Цитаты Хоменко:

«…мне докладывают, что на полиграфкомбинате "Украина" нашли 23 млн маркеров для производства "левой" водки… на бутылку дополнительно к акцизной марке клеился этот ярлык очень строгой отчетности, чтобы сотрудники контролирующих органов даже не думали их проверять… Я выезжал на место. На складе оптовой продукции нашли невыкупленных 23 млн таких маркеров… был заключен контракт с фирмой, которая их заказывала. Они обнаглели до того, что даже подписали контракт. Как вы думаете, сколько по этому контракту было изготовлено маркеров с ноября 2012 года? 300 миллионов. На складе осталось только 23, разница была реализована в качестве "левой" продукции. Делали так: списывали спирт на производство биоэтанола, хотя не было даже технологических линий. На шести заводах разливали втемную под эгидой людей, в том числе названных вами. В результате бюджет потерял 3,5 млрд грн акцизов… Не буду называть до завершения расследования. Потом это все опубликуем. Страна узнает своих "героев", которых нужно найти и задержать. За содеянное они должны сидеть в тюрьме».

За три месяца после интервью – ни одного сообщения от фискалов о результатах расследования, анонсированного Хоменко, найти не удалось. Заводы названы не были. Конечно, формально можно сделать скидку на тайну продолжающегося следствия (хотя расследовать очевидное три месяца – это, на наш взгляд, уже преступление). Но почему в таком случае директор ГП «ПК «Украина» Максим Степанов как ни в чем ни бывало продолжает работать на предприятии. Директором ГП его в конце 2011 года назначила старая власть. Если на вверенном Степанову режимном предприятии с 2012 г. по официальному контракту было изготовлено для производства контрафактной водки 300 млн. левых «маркеров», то что он до сих пор делает на посту директора ПК «Украина»? Да после обнаружения на складах государственного полиграфкомбината незаконно произведенной продукции директора с рабочего места налоговые милиционеры тут же должны были в наручниках отвести в следственный изолятор. Это и есть методы борьбы Хоменко с нелегальным рынком подакцизной продукции: прикрывать исполнителей теневых схем? С какой целью это делает Хоменко? Или сегодняшней новой власти выгодны эти схемы?

Такой вывод напрашивается хотя бы потому, что Госфискальная служба на своем сайте не публикует ежемесячной полной статистики о поступлениях от акцизного налога. Наверное кому-то в ГФС это не выгодно делать, так как сразу будут видны истинные результаты работы на фронте борьбы с водочными и табачными теневиками (их доля на рынке – до 50%) владимира Хоменко – экс-фронтовика экс-партии «Фронт перемен» (А. Яценюк). Зато он не ленится заверять, что налоговикам якобы удается ежемесячно собирать дополнительно 350 млн. грн. акцизных налогов, по сравнению с тем, как это было при правлении Януковича. Между тем по разрозненным сообщениям в Интернет можно сделать вывод, что за 8 месяцев 2014 г. этот показатель меньше 1,5 млрд. грн., чем за 8 месяцев 2013 г. – тогда было собрано около 17,5 млрд. грн. (если не врали птенцы Януковича).

Самое циничное, что после майских откровений Хоменко о многомиллиардных убытках государству от незаконной деятельности ПК «Украина», 2 июня 2014 г. тот же Хоменко совместно с представителем этого предприятия презентует бизнесменам проект новой электронной акцизной марки.

Впрочем, нестыковки с акцизным налогом далеко не единственное, о чем хочется спросить у руководства Госфискальной службы по поводу борьбы с теневыми схемами в Украине после прочтения майского интервью Владимира Хоменко «Экономической правде». Поэтому продолжение следует…