Новини та ділова аналітика для проактивних

Госмонополии и Бюджет Украины: взаимное влечение на фоне нездоровой тяги к тарифам

24 травня 2018 — 11:19

Наполнение бюджета госмонополиями показывает: выздоровление экономики – по-прежнему неактуальный для Украины сценарий

Степень участия госмонополий в наполнении Госбюджета – это важный параметр развития, или же – стагнации отечественной экономики. В прошлом году Нова Влада делала обзор деятельности государственных монополий в части их налоговых взаимоотношений с бюджетом. Новые фискальные данные о платежах госмонополий за январь-апрель 2018 года, имеющиеся в распоряжении Нова Влада, показывают, что выздоровление экономики – по-прежнему неактуальный сценарий. А периодические победные реляции главы «Нефтегаз Украины» Андрея Коболева и представителей «Укргаздобычи» о большом объеме уплаченных этими монополистами налогов – не более, чем издевательские манипуляции.

Отметим, что в 2017 году взаимоотношения бюджет-госмонополии характеризовались не только нездоровой зависимостью доходной части государственного бюджета от деятельности госмонополий, но и резким ростом их платежей. И если в первой части ситуация по итогам января-апреля 2018 г. осталась более-менее прежней, то во второй – в текущем году произошли существенные изменения.

По итогам 4 месяцев текущего года 9 государственных монополистов (НАК «Нефтегаз Украины», «Укрзалізниця», НАЭК «Энергоатом», ПАТ Укргидроэнерго», «Укрпочта», ГП «Администрация морских портов Украины», ГП «Энергорынок», «Укравтодор» и «Укрхимтрансаммиак») заплатили в бюджет (без платежей на таможне) 48 млрд грн. Что составляет 29,1% от всех налоговых сборов в стране (за 4 месяца собрано без учета возмещения НДС 165,1 млрд грн. «внутренних» налогов). См. ниже «Состояние расчетов с госбюджетом Украины госмонополий в разрезе основных предприятий, млрд грн.».

Госмонополии и Бюджет Украины: взаимное влечение на фоне нездоровой тяги к тарифам

Особенно монструозно смотрится доля «Нефтегаза» в общей сумме налоговых сборов в стране – нынче она достигла 24,3%, если считать без учета возмещения НДС. А с учетом возмещения и вовсе приблизилась к 1/3.

То есть зависимость госбюджета от перечислений госмонополий не только не уменьшилась, но и оказалась даже несколько выше, чем в рекордном 2017 году. Стоит ли говорить, что столь «успешная» деятельность госмонополий определяется не эффективностью, а возможностью спокойно залезать в карманы сограждан.

Но это – лишь одна сторона медали.

С другой стороны, этот показатель демонстрирует, что экономика Украины продолжает находиться в крайне плачевном состоянии. Если в январе-апреле прошлого года рост платежей госмонополий стабильно превышал 20%, в сравнении с соответствующим периодом 2016 года, то в нынешнем году прирост поступлений от них пока составляет лишь 3,5%, в сравнении с январем-апрелем 2017 года. Причем по итогам трех месяцев было даже существенное падение. И только крупные перечисления НДС, осуществленные «Нефтегазом» в апреле (столько же, сколько за предыдущие 3 месяца вместе взятые), позволили выйти на положительную динамику.

Ну вот не выходит у «эффективных менеджеров» госмонополий «каменный цветок» без постоянного повышения тарифов! Даже несмотря на то, что в ряде случаев за последний год тарифы все же повышались – просто не столь варварски, как в предыдущие годы.

Из 9 госмопонополий рост налоговых отчислений в госбюджет в нынешнем году наблюдается у «Укрхимтрансаммиака» (это может означать, что, несмотря на разговоры об агрессии, о восстановлении выгодного бизнеса тут кто-то все-таки договорился), у «Укравтодора», «Укрпочты» и НАКа.

У остальных монополий – падение, и подчас обвальное.

Например, «Укргидроэнерго» сократил отчисления почти на 1/3, «Энергоатом» и «Энергорынок» – на 1/5. Надо полагать, традиционные генераторы энергии (в первую очередь, атомной и гидро, так как тепловая генерация обезопасила себя Роттердамом+) несут все большие потери из-за процветания схем, связанных с «зеленым тарифом». А вместе с ними несет потери и государство.

Но наиболее вероятный выход уже известен: наверняка в скором будущем чиновники опять запоют о необходимости повышения тарифов. Сдерживающим фактором тут сегодня выступают разве что относительно скорые выборы.

Продолжают сокращаться и платежи «Укзализниці» (они упали на 11%) – смена руководства на этом тренде никак не отразилась.

Отдельно стоит остановиться на отношениях с бюджетом НАК «Нефтегаз Украины» с дочерними компаниями – как главного бюджетообразующего предприятия в стране.

Прежде всего, бросается в глаза резкое сокращение темпов роста бюджетных платежей НАКа в сравнении с прошлыми годами. Нынешние +7,6% – это даже ниже уровня инфляции. Основных причин тут две.

Во-первых, в последнее время не было резкого роста тарифов, на котором базировался весь предыдущий «успех».

Во-вторых, сократились ставки рентных платежей, уплачиваемых при добыче углеводородов. В результате, например, «Укргаздобыча», в сравнении с прошлым годом, сократила уплату ренты за добычу природного газа почти в 6 раз, а общую сумму бюджетных платежей – более чем вдвое.

По сути, получается так: компания платит бюджету мизерные суммы за доступ к общенародным богатствам, а потом, пользуясь монопольным положением, продает эти самые общенародные богатства народу по цене, во много раз превышающей себестоимость добычи. В результате объемы уплачиваемого налога на прибыль выросли в 6,5 раз. Опережающими по отношению к среднему приросту платежей темпами растут и платежи по НДФЛ, а стало быть и зарплаты в главной госмонополии.

В целом, структура платежей НАКа в сравнении с прошлым годом претерпела очень серьезные изменения. См. «Структура налоговых платежей НАК "Нефтегаз Украины" (с «дочками», по налогам)».

Госмонополии и Бюджет Украины: взаимное влечение на фоне нездоровой тяги к тарифам

Отдельно стоит упомянуть и о том, что уплачиваемый одним НАКом НДС составляет 30,5% в общих сборах этого налога в стране. Что само собой ставит под вопрос необходимость функционирования громоздкой системы электронного администрирования НДС и блокировки регистрации налоговых накладных, которая реально нацелена на представителей малого и среднего бизнеса. При этом, без учета НАКа, сборы НДС внутри страны в 2018 г. (по 4 месяцам), по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рухнули на 8,4%! В реальном же измерении, с учетом 13-14-процентной инфляции, гораздо больше, на все 20%!

Система НАКа состоит из 11 структур (аппарата компании, «Укргаздобычи», «Укрнафты», «Укртрансгаза», «Черноморнефтегаза», «Укртранснефти», «Укравтогаза», «Газа Украины», «Укрспецтрансгаза», ЗАО «Укргаз-энерго» и долей в облгазах). В отличие от последних лет, когда главным плательщиком налогов в системе была «Укргаздобыча», в текущем году львиную долю платежей обеспечивает надстройка – аппарат НАКа. См. «Структура налоговых платежей НАК "Нефтегаз Украины" (с "дочками", по подразделениям)».

Госмонополии и Бюджет Украины: взаимное влечение на фоне нездоровой тяги к тарифам

А вот почти весь налоговый долг компании – традиционно заслуга «Укрнафты». Из 15,1 млрд грн. долгов по системе НАКа 15 млрд грн. приходится на нее. И что показательно, долг «Укрнафты» продолжает расти – например, с начала осени прошлого года «прибавка» составила почти 1,7 млрд грн! См. «Структура налогового долга ПАО "Укрнафта" на 01.05.18, млрд грн. (%)».

Госмонополии и Бюджет Украины: взаимное влечение на фоне нездоровой тяги к тарифам

Букмекерам вскоре можно будет принимать ставки на то, будут ли госомонополии повышать тарифы, или же политики задушат эту инициативу в свете приближения выборов?

Игорь Самойленко