Новини та ділова аналітика для проактивних

Кривой законопроект #РейдерствоСтоп: передел рынка регистрационных услуг с минимальным усилением защиты бизнеса

Адвокаты оценили проект как сырой и неоднозначный
Підзаголовок 2: 
Ожидается тенизация и госмонополизация рынка регистрационных услуг с расцветом коррупции

В оставшееся до конца года время парламент может рассмотреть и принять очень неоднозначный Закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления защиты государством права собственности (на базе одноименного законопроекта №9311). Этот проект более известен как #РейдерствоСтоп. По данным Нова Влада, хотя документ еще не прошел чистилище в профильном Комитет ВР, шансы на его быстрое продвижение высокие (по крайней мере, это может произойти уже в начале 2019 г.).

В ожидании выборов борьбой с рейдерством озаботились не только нардепы, тут и гарант руку приложил: 31 октября, на встрече с украинским и иностранным бизнесом Петр Порошенко обещал представителям бизнес-объединений поспособствовать защите инвестиций и борьбе с рейдерством.

В результате рабочая группа в составе депутатов, представителей бизнес-сообщества и чиновников собрала, по словам министра юстиции Павла Петренко, «лучшие наработки, находившиеся на рассмотрении в парламенте в различных комитетах», и буквально на живую нитку «слепила» объемный законопроект (только сравнительная таблица к нему заняла 200 страниц).

Уже 20 ноября документ был представлен на пресс-конференции в Минюсте. 21 ноября – одобрен на заседании Кабмина и зарегистрирован в ВР. Более того, 23 ноября, после бюджетной ночи, г-н Петренко в рамках часа вопросов правительству счел необходимым презентовать законопроект и в парламенте.

Под видом якобы борьбы с рейдерством власть просто готовит очередной передел рынка регистрационных услуг

Интересная деталь: инициатором законопроекта значится вовсе не Кабмин, а нардепы: Ирина Луценко (жена генпрокурора, представитель президента в парламенте и замглавы фракции БПП) и Андрей Иванчук (заместитель председателя фракции «Народный фронт»). Как пояснил Новой Владе один из разработчиков законопроекта, это сделано для того, чтобы именно силами коалиции быстрее продвигать документ в парламенте.

А что – завидная оперативность! В том случае, конечно, если речь идет о действительно полезных для бизнеса новациях, а не об очередных гонениях на легальный бизнес, как в случае с осенней кампанией по детенизации рынка труда.

Нова Влада вместе с адвокатами, специализирующимся на борьбе с рейдерством, разбиралась, так ли полезны новеллы #РейдерствоСтоп. Судя по всему, под видом якобы борьбы с рейдерством власть просто готовит передел рынка регистрационных услуг.

Предыстория

В октябре 2016 г. ВР приняла Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования государственной регистрации прав на недвижимое имущество и защиты прав собственности». Закон принято считать первой «ласточкой» в борьбе с недружественным поглощением чужих имущественных прав.

В нем содержатся предупредительные меры против рейдерства. Например, государственным регистраторам вменяется в обязанность сообщать владельцам недвижимого имущества об осуществлении регистрационных действий относительно его объекта, регистрировать в госреестре заявление владельца о запрете каких-либо манипуляций с его имуществом. Появились и гарантии защиты юрлица (ООО, АО). В частности, введено обязательное нотариальное заверение подлинности подписей учредителя или участника данных хозобществ, на учредительном и других документах юрлица.

А 10 июня 2018 г. нардепы приняли в первом чтении законопроект №8121 о внесении изменений в Земельный кодекс и некоторые другие законодательные акты относительно противодействия рейдерству. Предусмотренные в нем нормы призваны защитить аграриев. В частности, путем введения нормы об аренде земельных участков с пролонгацией или без. Во втором случае договор автоматом исключается из госреестра, во первом – продолжается на тот же срок, если его собственник и арендатор не подали заявление о прекращении аренды.

Стало быть, законопроект #РейдерствоСтоп – третий из разряда антирейдерских (кстати, разработчики его так и называют: «Антирейдерский -3»). Его якобы цель – решить проблему в комплексе. Ведь изменения намечено внести в 4 кодекса и полтора десятка законов! Естественно, что все новации сразу усвоить невозможно. Поэтому остановимся на главных из них, вытекающих из типичных рейдерских историй (см. ниже «Типология недружественного поглощения»).

Типология недружественного поглощения

Как уже освещалось в СМИ, 19 июля 2018 г. на территорию завода по производству воды и детского питания ООО ПИИ «Экония» (г. Золотоноша, Черкасская обл.) ворвалась группа из 10-15 чел. По требованию полиции, которую оперативно вызвало руководство предприятия, они предоставили выписку из реестра имущественных прав, подтвержденную определением суда от 12.01.2007 г. Речь шла об имущественном комплексе бывшей мебельной фабрики, на территории которой располагается завод «Эконии».

Несмотря на то, что мебельная фабрика обанкротилась еще в 2008 г., а определение суда от 2007 г. было отменено, регистрация прав на имущество несуществующей фабрики была проведена буквально в считанные дни до попытки захвата «Эконии». По данным руководства этого предприятия,10 июля 2018 г. регистратор коммунального предприятия зарегистрировал право собственности на объект недвижимости за неким гражданином Т. 11 июля 2018 г. регистратор Черкасского филиала госпредприятия, занимающегося реализацией имущества предприятий-должников, на основании акта приема-передачи зарегистрировал право на этот объект уже за неким ООО. А 17 июля 2018 г. частный нотариус зарегистрировал договор передачи объекта недвижимости в ипотеку от данного ООО его же учредителю-физическому лицу и внес запись в реестр. После чего на территории завода появились «веселые человечки».

Эта история имела счастливый финал. Благодаря поднятому в медиа шуму, комиссия по вопросам госрегистрации при Минюсте 10 июля отменила все вышеуказанные регистрационные действия. Но так везет не всем.

Вытекающие из истории фишки #РейдерствоСтоп

Судя по всему, главные новеллы #РейдерствоСтоп относительно процесса госрегистрации и его субъектов подготовлены как раз исходя из истории с «Эконией» и ей подобных.

Законопроектом предлагается внести изменения в Закон «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований», исключив из него понятие «аккредитованные субъекты» госрегистрации вещных прав на недвижимое имущество (для хозяйствующих субъектов).

«Это означает, что коммунальные предприятия не смогут проводить государственную регистрацию изменений», – отмечает Александр Камша, адвокат юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры».

Помимо этого, законопроект вводит понятие «государственные унитарные предприятия», перечень и требования к которым будет определять Кабмин. Причем, унитарные предприятия смогут рассматривать документы только с электронной подписью.

К регистрационным действиям могут быть допущены случайные люди, без достаточного опыта и образования

Таким образом, из числа госрегистраторов исключаются коммунальные предприятия, а также их филиалы (по статистике, в 80% случаев рейдерских атак именно филиалы муниципалов регистрируют неправомерные «правочины»), а к госпредприятиям (их филиалам) будут предъявлены жесткие требования.

При этом, по мнению разработчиков, закон они якобы будет нанесен мощный удар по нечистоплотным частным нотариусам. Как мы помним, в случае с «Эконией» именно частный нотариус завершил документальное оформление рейдерской атаки. Для них хотят ввести ограничения размера взымаемой госпошлины при проведении госрегистрации вещных прав. Как и сейчас она будет составлять 1% от суммы договора, но будет ограничена по максимуму в сумме не более 10000 необлагаемых минимумов доходов граждан (ндмг; 170 тыс. грн.).

С учетом того, что частные нотариусы как раз и зарабатывают на госпошлине (около 50% полученной суммы), для них это будет тяжелая потеря.

Но каким образом ограничение официальных заработков нотариусов ограничит сделки с рейдерским душком – полная загадка. В сегменте дешевого недвижимого имущества предприятий вообще ничего не изменится. Для средних по цене и дорогих объектов с точки зрения заключения нечистоплотных сделок – тоже. Наверняка подобным недобросовестным нотариусам и так доплачивают взятками сверх официальной нормы. Но это уже вопрос к правоохранителям.

Более того, такой подход может грозить либо тенизацией рынка нотариальных услуг при регистрации вещных прав (с клиента чаще могут просить доплатить за сделку в обход кассы, занизив стоимость сделки). Либо – монополизацией рынка госпредприятиями с последующим расцветом коррупционных схем у госрегистраторов, если нотариусы не захотят регистрировать обычные (не рейдерские сделки) с такой комиссией.

Дополнительно – частных нотариусов могут подвинуть работники региональных управлений Минюста и соответствующих структур в органах местной власти. С этой целью законопроект предусматривает выдачу им печатей и свидетельств по упрощенной процедуре.

Таким образом, частные нотариусы рискуют потерять работу. С чем, естественно, они категорически не согласны и грозят всеукраинской акцией протеста, что, впрочем, невозможно в условиях введения в 10 областях Украины военного положения.

«На мой взгляд, искусственное регулирование стоимости услуг нотариуса не может служить инструментом защиты от рейдерства, – считает Виктор Мороз, управляющий партнер адвокатского объединения Suprema Lex, адвокат. – В рыночной экономике стоимость услуг регистратора или нотариуса должна определяться рынком, а не государством».

Адвокаты, специализирующиеся на защите от недружественных поглощений, подтверждают наше предположение о переделе и тенизации рынка, и указывают еще на одну потенциальную угрозу в результате внедрения вышеперечисленных норм. В случае введения запретов и ограничений к регистрационным действиям могут быть допущены случайные люди, без достаточного опыта и образования (а в случае с чиновниками – и с маленькими зарплатами).

При этом повышенные суммы административных штрафов за нарушения требований Закона «О государственной регистрации…» не принесут ожидаемого эффекта. Законопроектом предлагается увеличить их в 1,5 раза – до 600 ндмг (10200 грн.).

«На практике административная ответственность государственных регистраторов не работает, случаи привлечения к ней единичны, а размер штрафных санкций даже с учетом предложений законопроекта незначителен по сравнению с вознаграждением, которое регистратор может получить за недобросовестность», – резюмирует Виктор Мороз.

Защита долей в уставном капитале и прочее

Специалисты по борьбе с рейдерством отмечают, что законопроект скроен как бы из двух непохожих частей. Нормы, регулирующие деятельность субъектов регистрационных действий, выписаны наспех и, видимо, только под впечатлениями от рейдерских атак. А вот меры в защиту права собственности на долю в уставном капитале юрлица выписаны достаточно квалифицированно и могут принести пользу бизнесу. Александр Камша выделяет самые важные из них:

1) участник юрлица частного права (кроме акционерного общества) сможет требовать нотариального удостоверения подлинности его подписи при принятии им решений по вопросам деятельности предприятия. Сведения об этом вносятся в Единый государственный реестр;

2) нотариусы обязательно должны осуществлять регистрационные действия в случаях продажи, наследовании, дарении доли участника в уставном капитале юридического лица (см. также «Адвокат – о защите долей в уставном капитале» в конце текста).

3) вводится альтернатива нотариальному удостоверению подлинности подписей на решениях органов управления, уставах юрлица, когда подписание таких документов сторонами проводится с использованием квалифицированной электронной подписи;

4) исключается процедура остановки рассмотрения документов, которая сейчас используется при блокировании регистрационных действий относительно юрлица. Причина – та же процедура используется при отказе от проведения регистрационных действий. Дубляж тут ни к чему.

Кроме того, в #РейдерствоСтоп перекочевала норма из упомянутого выше законопроекта №8121 (принятого в первом чтении!) относительно внесения в Госреестр срока аренды земельного участка и исключения из него в случае непродления соответствующего договора.

«Действительно, один из способов захвата земельных участков как раз и основывается на отсутствии в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество информации о продлении договоров аренды, – отмечает Виктор Мороз. – Автоматическое внесение сведений в него о продлении аренды поможет сломать эту схему. Но следует сказать, что способов отъема земельных участков насчитывается несколько десятков. Стало быть, говорить об исключении самозахватов земли в целом не приходится».

Вместо заключения

Специалисты по борьбе с рейдерством полагают, что законопроект, собранный из «лучших наработок», сыроват и неоднозначен. А потому это не тот случай, когда его, образно говоря, можно одним махом положить под новогоднюю елку, даже если в документе есть полезные нормы (см. ниже «Адвокат – о перспективах»). Рейдеры ведь тоже не дремлют.

Адвокаты:

О защите долей в уставном капитале

moroz_viktor_1.jpg

Виктор Мороз, адвокат, управляющий партнер адвокатского объединения Suprema Lex:

- Предлагаемая законопроектом норма о нотариальном заверении договоров об отчуждении долей в уставном капитале предприятия действительно более надежный способ защиты от рейдерства, нежели просто подпись участника, которую вполне реально подделать.

Однако предложенные меры не являются новыми, несколько лет назад они уже действовали и были упразднены как неудобные. Тем не менее значительное количество предприятий, серьезно относящихся к вопросам корпоративной безопасности, сохранили в своих уставах обязательное нотариальное заверение подписей своих учредителей. Если же удастся внедрить электронную подпись протоколов общих собраний и иных учредительных документов, то это будет не только надежно, но и удобно.

О перспективах

kamsha_aleksandr_1.jpg

Александр Камша, адвокат юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры»:

- Альтернативные пути захвата контроля над предприятиями будут найдены при любом законодательстве. Способы защиты, которые предложены в законопроекте, могут лишь в какой-то мере обезопасить предпринимателей на начальном этапе.