Современная жизнь резко изменилась с появлением новейших технологий. Положительные ли это перемены – рассудит история. Нам остается лишь констатировать факт: цифровая эпоха разделила все сферы человеческой жизни на «до» и «после». Коснулось это и искусства, и самой IT-индустрии. Стать популярным автором и продать свое творение сегодня достаточно легко. Кроме того, права и свободы демиурга защищены законом об авторском праве.
С другой стороны – выросла конкуренция, появились новые возможности раскрутки и автора, и его произведения. Это, в свою очередь, ставит в тупик новичков: какой маркетинговый метод предпочесть? В данной статье разберемся со всеми вопросами по этой теме.
Исторический экскурс
Безусловно, понятия «продвижение имени автора» и «раскрутка произведений» – продукты маркетинговой деятельности уже конца XX – начала XXI веков. Однако, это вовсе не означает, что данных процессов не было ранее. В разные исторические эпохи популяризация автора и его творчества велась по-разному. Естественно, в первую очередь это касалось литературы, живописи и музыки – самых востребованных видов искусства.
Труднее всего пришлось творцам в древности – их имена дошли до потомков лишь в исключительных случаях. Произведения же, в основном, сохранились в качестве «народных». Передача информации в то время была «из уст в уста», поэтому до нас дошли лишь самые известные и популярные стихи, легенды, песни и так далее.
Стоит отметить огромное значение исследователей в сохранении фольклора. Самый известный из них – «казак Луганский» Владимир Даль. Он ездил в специальные экспедиции в глубинки, где записывал песни, стихи, частушки, фразеологизмы и просто необычные (для того времени) слова и их значения. Таким образом возник знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка».
Приблизительно в это же время в Петербурге публикуется «Сборник украинских песен» Николая Цертелева. По словам автора сборника, в украинских песнях отображается дух народа, моральные ценности, мечты и чаяния. Для того, чтобы сборник увидел свет, Николай Цертелев совершил несколько экспедиций в украинские поселения, изучая обычаи, конспектируя песни и баллады.
Примерно такой же принцип становления и популяризации творчества известных композиторов, артистов и писателей. С одним исключением: обретя небольшую популярность благодаря творческой деятельности и «сарафанному радио», они находили себе покровителя, чаще всего, стоявшего у власти, получали карт-бланш на любые изыскания и затем добивались небывалых высот. Сегодня такого человека назвали бы продюсером и/или спонсором.
Безусловно, аналоги рекламы существовали и ранее. Так, нарисованные от руки афиши и плакаты с названием, датой и местом концерта/спектакля/киносеанса вешали на специальные рекламные места.
Советская коммерческая реклама, вопреки современным представлениям, тоже существовала. Только рекламировали государственные предприятия, а не частные, как сегодня. Особенно стоит отметить социальную рекламу – она чаще всего доходила до реципиента в качестве «агиток», плакатов с определенным призывом.
Расцвет советской рекламы пришелся на 20-е годы (период новой экономической политики, или нэпа – тогда допускалось использование «капиталистических» элементов). После маркетинговая отрасль пошла на убыль, а «новую жизнь» получила в 60-е, когда появилась возможность создавать рекламные ролики в кино и на телевидении. Тогда как дань времени, реклама представляла собой милые и добрые бытовые зарисовки. И лишь к концу 80-х, идя в ногу со временем, в ролики были добавлены новые, вплоть до провокационных сексуальных, маркетинговые ходы.
Реклама в том виде, к которому привыкли мы, в нашей стране появилась с распадом СССР и появлением зарубежных течений в украинской культуре. И все же, огромное влияние на маркетинг оказала именно эпоха Интернета, которая началась 23-го августа 1991 года. Тогда британским физиком Тимом Бернерсом-Ли был открыт публичный доступ к серверу CERN http.
И сегодня, через три десятка лет, невозможно представить жизнь без Всемирной паутины. Любую информацию можно почерпнуть из Интернета, будь то анонс масштабного мероприятия или итоги соревнований, крупная распродажа или данные о платформах DSP.
Проблема продвижения произведения и раскрутки автора
Создание и распространение сетей «мировой паутины» – палка о двух концах для любого демиурга, независимо от рода его деятельности. Неоспоримый плюс заключается в том, что стало гораздо легче «пробиться» к издателю, режиссеру или продюсеру с появлением Интернета, социальных сетей и специализированных сайтов. Кроме того, география распространения творчества автора не просто расширилась – она стала безграничной.
Главный же минус состоит в огромном наплыве создателей нового контента. В этом случае посредник между автором и зрителем гораздо дольше отделяет «зерна от плевел», и, соответственно, путь к признанию произведения (и его создателя, в частности) становится гораздо дольше и затруднительнее.
Если писатель, музыкант, актер, программист или любой другой представитель творческой профессии желает, чтобы его произведение нашло своего адресата; мечтает о мировом признании и популярности; хочет выгодно продать свое творение и при этом не потратить на этот путь десятилетия и огромные усилия – он обращается к маркетингу Эта наука помогает завоевать все необходимое автору за короткое время.
Решение проблемы
Сегодня рекламная индустрия предлагает массу способов раскрутки имени автора и его произведений. Безусловно, некоторые инструменты доступны и самостоятельно (например, если речь идет о продвижении литературных произведений, когда создатель лично рассылает текст издателям), однако без специалиста не обойтись, если продать необходимо, к примеру, очередной антивирус – слишком узконаправленная деятельность должна вестись людьми, разбирающимися в данной сфере.
Начинающий разработчик не всегда в курсе всех нюансов и тонкостей. Для того, чтобы самостоятельно прийти к успеху нужна стратегия, план, который в короткие сроки поможет добиться наилучших результатов. Маркетинговая стратегия сродни интеллектуальной игре в покер или шахматы: успеха добиваются те, кто обладает математическим и логическим складом ума, знает несложные правила и умело ими пользуется. Литераторы, да и творческие люди в целом, немного другие. Поэтому им для раскрутки своих произведений все же проще обратиться к надежному специалисту – маркетологу.
Способы раскрутки
Существует несколько основных способов раскрутки через:
- рекламу – это обширное понятие, которое включает в себя, в первую очередь, размещение рекламных записей на страницах газет, журналов, а также ролики, демонстрируемые на телевидении и в кино;
- издательства – для писателей, для продвижения музыкальных произведений – продюсерские центры. Естественно, необходимо сделать поправку: изначально в эти учреждения необходимо «выбиться»;
- промо-акции – здесь абсолютный полет фантазии: это может быть и бесплатный концерт (для музыкантов), и благотворительная ярмарка (для художников), скидка или бесплатная услуга (к примеру, если говорится о продвижении аудиовизуальных произведений, можно предложить абонемент в кинотеатр, скидку на сеанс). Далее – все по желанию автора. Один из плюсов – для проведения промо-акций необязательно пользоваться услугами специалистов по пиару, можно провести любой вид деятельности самостоятельно.