Новини та ділова аналітика для проактивних

Минобразования наладило коррупционную схему по распилу госсредств?

18 березня 2016 — 16:52

Как стало известно Новой Владе, Минобразования наладило новую непрозрачную схему по освоению бюджетных средств: деньги в виде субвенции в 200 млн грн на закупку школьного оборудования, выделенных Кабмином, с подачи чиновников системы образования хотят «распылить» между «своими» фирмами.

Средства должны направиться от правительства областным управлениям образования, после чего их должны распределить на местах.

При этом Минобразования еще 15 октября 2015 года уже запустило эти подходы, издав одиозный приказ №1088, в котором была утверждена спецификация того оборудования, по которой должны были состояться закупки на средства субвенции в 2015 году.

Однако, как оказалось, в новой спецификации и перечне средств обучения прописаны такие жесткие характеристики оборудования, что фактически только одна компания ООО «НПП «Энглер» и ее партнеры ("Энглер" дал право на продажу цифровой продукции пулу компаний под ТМ "Розумники") могут выполнить все новые требования, а другие поставщики на украинском рынке, предлагающие оборудование дешевле (например, на 30%), этим неоднозначным решением министерства были отсечены и даже не могут участвовать в тендерах. Как удалось выяснить, "Энглер" и "Розумники" начали рассылку своих коммерческих предложений распорядителям средств, где требовали закупать оборудование у них исключительно согласно спецификации приказа Минобразования №1088.

Ловкость рук и никакого мошенничества?

Отметим, в прошлом году «Энглеру» уже удалось освоить часть бюджетных средств, выделенных в виде субвенции на закупку школьного оборудования фактически по этой схеме. Похоже, чиновники системы образования наладили изощренную схему «по освоению» средств бюджета в масштабах всей страны и еще в больших объемах.

Как выяснило наше издание, закупки в прошлом году проходили без тендеров, поскольку деньги были умело распределены таким образом, что суммы по каждому местному управлению образования не превышали дотендерный порог (200 тыс. грн). А сотрудники системы образования в регионах руководствовались скандальным приказом Минобразования, который, тем не менее, носит рекомендательный характер и не обязателен к выполнению. Однако, как сообщили нам на правах анонимности честные работники системы образования, у них сверху в обязательном порядке по тому же приказу №1088 требуют отчет по закупке – у кого, сколько и что было куплено и по методу телефонного права из Киева и областных центров дают указания по «своим» поставщикам и их продукции, даже если она втридорога стоит.  

Только одна компания поймала Бога за бороду?

По данным ЕДРПОУ компания "Энглер" принадлежит Юрию Гречишкину и Михаилу Калиткину. За последние шесть лет фирма (по всей видимости, несколько раз закрытая, но перерегистрированная под тем же именем, - ред.), по информации издания «Наші гроші», странным образом успешно выиграла тендеров почти на 45 млн гривен. В частности, Киевская горадминистрация закупала у этой компании компьютерное оборудование для школ столицы в декабре и в ноябре 2014 года.

Также компания "Энглер" преуспевала еще при Януковиче, о чем свидетельствует ее победа в крупном конкурсе на поставку вполне безобидных компьютерных комплексов для кабинетов информатики в разных регионах Украины, который проводился Институтом инновационных технологий и содержания образования Министерства образования в ноябре 2011 года.

Весной же 2015 года уже госпредприятие Минюста купило у этой структуры, как сообщалось якобы «уникальных», 410 электронных планшетов за 8,06 млн гривен (около 19,6 тыс. гривен за единицу товара). Причем несколько поставщиков тогда предлагали аналогичные планшеты в цене в 1,5-2 раза дешевле, что вызвало небывалый общественный резонанс. Минюст так и не смог убедительно оправдать свои действия, и мы еще ожидаем соответствующей реакции правоохранительных органов в связи с данным фактом.

Российский след «Энглера»

Примечательно, Михаил Калиткин родился и вырос в России, а его родители большую часть жизни прожили в закрытом советском городке, и вероятно, могли иметь какие-то связи со спецслужбами или владеют сверхсекретной информацией. 

Сейчас, по словам очевидцев, дела у его компании резко пошли вверх, так что руководство этой структуры поменяло свой автопарк на дорогие джипы стоимостью более сотни тысяч долларов каждый. Оказывается, жить на бюджетных потоках не так уж и плохо.

Корреспондент Новой Влады решил поинтересоваться у представителей «Энглера», в чем коммерческий секрет их деятельности и почему так часто, неизвестной рядовому обывателю, компании удается побеждать в крупных тендерах на госзакупки. Однако руководство не желает общаться со СМИ «ввиду занятости». С их слов, «комментариев по беспочвенным обвинениям мы не даем», «все проходило в рамках закона, компания ничего не нарушала».

Все тайное становится явным

Фактами коррупции на госзакупках в системе образования уже обеспокоились представители общественности. 16 марта представители ряда общественных организаций созвали по этому поводу пресс-конференцию.

«Мы не верим, что такая схема разработана, а попытки воплотить ее в жизнь осуществляются без ведома Яценюка и министра Квита. Поэтому мы четко понимаем: если эти люди отвечают за эти средства, значит они являются фамилиями этой проблемы», – заявил лидер общественной организации «Информационный майдан» Павел Билоножко.

Общественный деятель также добавил, что обнаруженная проблема является «лишь вершиной айсберга» коррупции в сфере образования.

Он подчеркнул, что большинство оборудования в школах не обновлялось еще с советских времен, поэтому непонятно, куда деваются выделенные бюджетные деньги.

«Мы требуем, чтобы правоохранительные органы сегодня разобрались с коррупционными схемами… Мы будем инициировать открытие уголовных дел и добиваться наказания виновных», – заявил Билоножко.

Комментируя разработку новой спецификации на закупку школьного оборудования известная правозащитница и адвокат Марина Помазанова отметила следующее:

«Перечень насчитывает больше 100 листов, причем с кеглем 8. Он состоит из таблиц, в которых, наряду с колбами, линейками, учебными досками, планшетами, реостатами и каким-то другим оборудованием, очень мелким шрифтом прописаны позиции, где например, есть какие-то датчики, которые считывают до 100 тыс. сигналов в секунду по баснословной стоимости. Такие датчики, наверное, нужны атомным электростанциям, наверное, они нужны учреждениям типа разработчиков и эксплуатации адронного коллайдера…».

«К сожалению, почему-то закупка дорогостоящего оборудования является очень срочной, потому что неосвоенные в текущем году бюджетные деньги, как правило, тают. Так что их хотят израсходовать во что бы то ни было.  Поэтому данное оборудование никоим образом и никак не соответствует той программе и тем минимальным стандартам нашего образования, которые на сегодня утверждены. То есть, каким образом оно будет использоваться, кем оно будет использоваться и у какого класса учебных заведений… И есть ли реальная потребность именно в таком дорогом оборудовании?! Кто хотя бы из преподавательского состава способен эксплуатировать его в учебных целях?», – задала риторический вопрос Помазанова, добавив, что мелкий шрифт в перечне классификации прописан по той причине, что его никто не будет читать и от общественности так хотят скрыть коррупционную составляющую. 

Странная реакция Минобразования

Сам же министр образования и науки Сергей Квит пока никак на коррупционный скандал не реагирует. Просьбу нашего корреспондента прокомментировать ситуацию он проигнорировал. Пресс-служба Минобразования официальных комментариев не дала, обещая сделать это чуть позднее и по традиционной для чиновников отговорке просит «присылать официальные запросы».

Удар на себя пока взял замминистра Павел Хобзей, который как раз курирует вопросы закупок и обеспечения. Он лично пришел на пресс-конференцию общественных активистов и заявил следующее: «Мы отозвали этот приказ (который касается фирмы-производителя школьного оборудования – ред.) и завтра будет новый приказ на обсуждении, он будет месяц висеть на общественном обсуждении, прошу подавать замечания, и через месяц он будет принят».

При этом он добавил, что руководство министерства якобы активно выступает за то, чтобы привлечь к сотрудничеству отечественных производителей.

Но, как стало известно Новой Владе, избранные поставщики, среди которых и упомянутая выше компания «Энглер» еще в январе 2016 года в Минобразования договорились с чиновниками (о чем, кстати, также лично заявлял Павел Хобзей, - ред.) о создании некоей Ассоциации производителей и распространителей средств обучения – такой себе закрытый круг «любих друзів». О самом мероприятии нигде не анонсировалось, и прессу не приглашали. Это может быть еще одним косвенным доказательством наполеоновских планов чиновников и избранных компаний продолжать «осваивать» госсредства и распределять их между своими.

Остальные же украинские производители, похоже, просто искусственно выброшены за борт, а рынок перераспределяется в нарушение антимонопольного законодательства и принципов честной конкуренции в пользу отдельных игроков-счастливчиков.
Минобразования «исправилось»: обнародовало новый «драконовский приказ»

Стоит добавить, что свое обещание замминистра выполнил – на сайте министерства, в разделе общественного обсуждения, с 17.03.2016, уже опубликован новый текст приказа («Про типові переліки»). Однако он, похоже, еще более «драконовский», чем был раньше. Приказ предписывает всем школам, независимо от формы собственности (даже частным), «руководствоваться» исключительно его нормами при проведении закупок школьного оборудования. Стоит ли говорить, что спецификации в нем – все те же и четко прописаны под все тех же вполне очевидных специалистам очень конкретных производителей и поставщиков.

При этом, так, по ходу дела, если судить по названию предыдущего приказа, которому новый приказ приходит на смену, где-то по пути министерство образования потеряло... кабинеты трудового обучения (!). Наверное, обучение детей тому, чтобы они хоть что-то полезное могли делать своими руками (кроме как соединять проводками или по радио свои разрешенные нынче министерством в школах смартфоны с какими-то космически дорогими школьными датчиками, которых, кроме как на уроках, они больше в жизни нигде не увидят), как-то обслуживать свои элементарные бытовые потребности (чему, как раз, и обучают детей в суперсовременных западных школах, на которые у нас якобы теперь ориентир), в конце концов, сознательно выбрать так нужные стране рабочие профессии – все это в планы министерства, попутно уничтожающего и профтехническое образование, теперь не входит.

Теперь уже без специального водонепроницаемого ноутбука и кучи другого оборудования в школе, на уроке какой-нибудь физики, напряжение на батарейке мерять запрещено – "несовременно", как говорит Хобзей.

Интересно, каким словом назвал бы это известный герой анекдота – электрик, если бы понял, что оплачивает весь этот пир "модернизации" из своего кармана и кармана своих родителей-пенсионеров? Страшно далеки они там, в этом министерстве, от народа...

В связи с этой неординарной ситуацией ряд общественных организаций и деятелей обратились в правоохранительные органы и к руководству страны с просьбой вмешаться в ситуацию и наказать виновных в распылении государственных средств в особо крупных размерах.

Нова Влада также берет ситуацию под свой контроль. Подробности развития событий – в наших дальнейших публикациях…

Справка НВ: По информации из открытых источников известно, что упомянутая выше Ассоциация производителей и распространителей средств обучения юридически зарегистрирована как "ВИРОБНИКИ ТА ПОСТАЧАЛЬНИКИ ЗАСОБІВ НАВЧАННЯ І НАВЧАЛЬНОГО ОБЛАДНАННЯ" (идентификационный код юрлица – 40224350). Однако самое интересное – ее учредители. В частности, среди учредителей значатся Ольга Василюк (размер вклада в уставный фонд – 50 тыс. грн) и Игорь Каплушенко (размер вклада в уставный фонд – 50 тыс. грн).

При этом Каплушенко является также соучредителем «Видавництва «Розумники», а Василюк - менеджер компании «Энглер». Таким образом, прослеживается прямая заинтересованность представителей ассоциации, чиновников, а также избранных компаний в продолжении «осваивания» госсредств и распределении их между «своими», используя новую спецификацию и перечень средств обучения.

Продолжение следует…

Дмитрий Злобин