Новини та ділова аналітика для проактивних

Компания ICU Валерии Гонтаревой помогла Януковичу вывести из Украины $1,5 млрд

11 січня 2018 — 07:15

Украинская инвестиционная компания ICU (Investment Capital Ukraine) помогала беглому президенту Виктору Януковичу вывести из страны $1,5 млрд в период с 2012 по 2014 год.

Об этом свидетельствует судебное решение Краматорского районного суда, которое опубликовало арабское издание Al Jazeera.

В данном решении подробно описывается сложная сеть компаний, которые использовались для вывода денег, а ICU выступала посредником по покупке облигаций, деноминированных в долларах, от имени восьми кипрских компаний на сумму $1,5 млрд, отмечает издание.

Позднее данные компании были прослежены до Януковича.

Краматорский суд передал секретное постановление в марте 2017 года. В нем перечислены сотни компаний, некоторые из которых кипрские, которые фактически были «трубопроводом для выкачки денег из страны», отмечает Al Jazeera.

Вся финансовая сеть была описана как «преступное предприятие», возглавляемое Януковичем. Также в документе названа организация «Аппарат Курченко Сергея Витальевича». Курченко – бизнесмен, который появился в возрасте 27 лет с состоянием в $400 млн и огромным нефтегазовым бизнесом. Он считался «главным финансовым директором» Януковича.

При этом в ICU сообщили Al Jazeera, что тщательно соблюдают все законодательные и нормативные требования до заключения брокерских соглашений с любым клиентом.

В компании добавили, что правоохранительные органы и регуляторы рынка «глубоко заглядывают» в сделки с облигациями, в которых она участвовала.

Сама же Гонтарева отметила, что, когда делались транзакции, она и ICU «не видели ничего подозрительного».

Национальный банк, по ее словам, «подтвердил получение средств и финансовый мониторинг компаний-нерезидентов, поэтому у ICU не было никаких подозрений в отношении этих компаний, поскольку все документы и выписки со счетов в Национальном банке полностью соответствовали требованиям действующего законодательства».

Позже в НБУ прокомментировали эту ситуацию.

Так, Нацбанк на своей Facebook-странице повторно опубликовал официальное заявление председателя Нацбанка Валерии Гонтаревой от 7 октября 2016 года относительно роли брокера и председателя лично при покупке облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) для компаний-нерезидентов:

«В последнее время в средствах массовой информации появились очередные инсинуации относительно роли брокера и собственно меня при покупке осенью 2013 года ОВГЗ для компаний-нерезидентов. Чтобы остановить эту волну ложной информации, считаю необходимым поставить точки над "и". Сначала хочу заметить, что Национальный банк и я лично неоднократно отмечали, что мы полностью поддерживаем закон о спецконфискации или любой другой законный способ возврата средств в бюджет страны. Эта позиция является открытой и общеизвестной, однако некоторые политики пытаются манипулировать фактами и обвинять Национальный банк Украины в затягивании этого процесса. Национальный банк считает такие заявления манипулятивными и безосновательными. Ведь очевидно, что именно депутаты должны принять закон о спецконфискации, который позволит вернуть средства в бюджет. Национальный банк со своей стороны сделал все возможное для того, чтобы эти средства были арестованы еще в июне 2014 года.

Регулятор с нетерпением ждет от депутатов принятия этого закона и пополнения государственного бюджета.

Теперь по сути обвинений против меня персонально. Компания ICU уже более восьми лет является лидером на рынке ОВГЗ как по брокерским услугам, так и по услугам торговли государственными ценными бумагами. О ее лидирующих позициях говорят публичные рейтинги торговли ОВГЗ и управления активами клиентов. Поэтому, когда инвесторам или банкам нужно было профессиональное сопровождение сделок с долговыми ценными бумагами, они, в большинстве случаев, обращались за услугами в компанию ICU.

В октябре 2013 года вышла новая редакция Закона Украины О депозитарной системе Украины, которая обязала участников рынка оформлять все сделки купли-продажи ОВГЗ через лицензированные компании-брокеры. Также этот закон изменил правила расчетов по операциям с ценными бумагами, которые должны были осуществляться исключительно через ОАО Расчетный центр.

Когда у государственного Ощадбанка возникла необходимость привлечения лицензированного брокера для проведения сделок вторичного рынка между нерезидентами и банком, они обратились в компанию ICU. До выхода новой редакции закона в Ощадбанке такой необходимости не было - он был обслуживающим банком, хранителем ОВГЗ и первичным дилером для нерезидентов и покупал в 2012-2013 годах у Министерства финансов Украины ОВГЗ по заказам компаний-нерезидентов самостоятельно.

Ощадбанк подтвердил поступление денежных средств и финансового мониторинга компаний-нерезидентов, поэтому в ICU не возникло никаких подозрений относительно этих компаний, ведь все документы и выдержки из счетов в государственном банке полностью соответствовали требованиям действующего законодательства. Все расчеты по операциям с ОВГЗ проводились в Ощадбанке и продавцом ОВГЗ в пользу нерезидентов выступал Ощадбанк.

В середине 2014 года появилась информация, что эти компании-нерезиденты могут принадлежать «преступной власти» и Национальный банк Украины начал активно содействовать аресту их счетов. В июне 2014 года в соответствии с постановлением Печерского суда г. Киева на счета этих компаний в Ощадбанке наложен арест.

Сейчас ценные бумаги и деньги на счетах компаний-нерезидентов в Ощадбанке арестованы и ожидают решения Верховной Рады Украины по спецконфискации. По состоянию на конец сентября 2016 на арестованных счетах находилось $645,4 млн и 1,8 млн грн. Общая номинальная стоимость ОВГЗ, приобретенных в пользу этой группы компаний, - составляет $981 млн.

Сейчас некоторые политики обвиняют меня в содействии выведению средств "преступной властью". Считаю такое обвинение ерундой, ведь эти средства не выводились за рубеж, а инвестировались во внутренний государственный долг - это прямой заем государственному бюджету, который государству, в случае принятия закона о спецконфискации, не нужно будет возвращать.

Хочу отметить, что моя практическая деятельность в компании ICU главным образом была направлена на управление активами. Я не имела отношения непосредственно к брокерской деятельности, о чем, кстати, хорошо известно всем профессиональным участникам рынка», - сказано в сообщении регулятора.