Настоящей целью создания офшора для бизнеса президента Украины Петра Порошенко Roshen и других предприятий гаранта могла быть не передача активов в так называемый «слепой траст», как утверждают его юристы и представители БПП, а возможная минимизация налогов и доходов.
Как передает «Слідство Інфо», это частично вскрылось в результате обнародования нового массива данных, обработанных в ходе журналистского расследования, получившего название Paradise Papers (Райские досье). Участники Международного консорциума журналистов-расследователей (ICIJ), а также Центра расследования коррупции и организованной преступности (OCCRP) изучили 13,5 млн конфиденциальных документов, разоблачающих новые скрытые операции мировых толстосумов и политиков по выводу активов в офшоры.
Данные второй порции разоблачения опираются на утечку документов, первоначально переданных в 2016 году неким анонимным источником немецкому изданию Süddeutsche Zeitung. Журналисты этой газеты после получения компромата обратились за помощью к ICIJ и их 96 медиа-партнерам (400 журналистам из 67 стран, в том числе и Украины – Ред.).
Новая порция разоблачения схожа с предыдущей, получившей название «Панамских бумаг», однако имеются и некоторые отличия, на которые указывает «Немецкая волна».
Например, объем нынешней обнародованной утечки меньше, если считать в единицах цифровой информации: 1,4 против 2,6 терабайта — столько «весили» компрометирующие архивы знаменитой панамской юридической фирмы Mossack Fonseca (Панама). Также отличие «Райских досье» от The Panama papers заключается и в том, что нынешний «слив» основывается не на архивах одной фирмы, а на целом ряде источников.
В итоге через полтора года после грандиозного скандала международного масштаба вокруг «Панамских документов», в котором «засветился» украинский гарант и некоторые видные украинские политики в результате первой порции разоблачения, новое международное журналистское расследование вновь приоткрыло завесу над теневыми офшорными финансовыми операциями сильных мира сего. Случайно ли, но и в «Райских досье» расследователи среди мировых налоговых минимизаторов выявили доказательства, подтверждающие странную офшорную активность компании Порошенко.
Выяснилось, что сразу после избрания пятого президента Украины в июне 2014 года его юристы обращались в британскую юридическую фирму Appleby, основанную на Бермудских островах, за помощью в создании офшорной структуры. Однако тогда в Appleby отказали представителям Порошенко из-за высоких рисков для имиджа этой юрфирмы.
Как указывают журналисты-расследователи, Mossack Fonseca не считалась фирмой, которая уж сильно заботилась о своем имидже и о том, чтобы тщательно проверять своих клиентов. Appleby же, наоборот, входила в группу наиболее респектабельных адвокатских контор, которые оказывают услуги по регистрации компаний со всего мира в так называемых «налоговых оазисах» для минимизации налогов.
Как стало известно, после отказа от Appleby юристы Порошенко и обратились за помощью в регистрации неприметного офшора к ставшей уже знаменитой на весь мир панамской компании Mossack Fonseca.
Последняя без тени сомнения и помогла с организацией «офшорки» под названием Prime Asset Partners Limited на Британских Виргинских островах (БВО). Однако в декларации за 2014 год Порошенко почему-то не указал, что является владельцем заокеанской фирмы.
Позднее сам президент Украины публично божился, что якобы отошел от дел Roshen, поручив ведение бизнеса юридическим и консалтинговым компаниям, отойдя от управления своими активами. После разоблачения юристы Порошенко из компании «Авеллум», обслуживающей гаранта, прогнозируемо заверили, что все налоги Roshen якобы исправно платила в Украине, а затем в комментариях относительно расследования журналистов-антикоррупционеров в официальном пресс-релизе обвинили медийщиков в «искажении позиции компании».
Как пояснили в «Авеллум», в 2014 году зарубежные счета им были нужны якобы именно для передачи корпорации Roshen в «слепой траст», а не для минимизации налогов, поскольку без создания международной холдинговой структуры процесс передачи был бы юридически несостоятельным. По их заверениям, в любом случае если бы Roshen была продана, то средства поступили бы конечному бенефициару в Украине – то есть Порошенко, - а с этой суммы заплатились бы все налоги в украинский бюджет.
Однако в распоряжении Süddeutsche Zeitung оказалось письмо якобы от юристов из «Авеллум», адресованное юрфирме Appleby, такого содержания: «Дело чрезвычайно деликатное. Имя клиента - Петр Порошенко. Мы работаем над реструктуризацией его кондитерского бизнеса (Roshen). Для получения доступа к международным рынкам мы собираемся построить новую холдинговую компанию группы в Люксембурге. Под ним будет голландский субхолдинг, который будет обладать всеми оперирующими компаниями. С налоговыми целями над люксембургской компанией будет кипрская фирма. Она будет обладать офшорной компанией - мы предпочитаем БВО, но Остров Мэн также может подойти... Она будет владеть акциями и получать дивиденды. Продажа акций в определенный момент возможна (если инвестор предложит хорошую цену)».
Структура владения «Рошен» фирмами из Нидерландов, Кипра и БВО
Киевский юрист Богдан Боровик из юркомпании «Боровик и партнеры» прокомментировал это письмо и строительство несколько уровневой офшорной бизнес-конструкции следующим образом: «Скорее всего, компания в Нидерландах существует с целью защиты инвестиций. То есть если завтра какие-то государственные органы незаконно отберут этот бизнес у этой компании, она сможет себя защитить посредством обращения в суд в рамках специального соглашения между Украиной и Нидерландами относительно защиты иностранных инвестиций».
По его словам, если «бенефициар этой компании завтра перестанет быть при власти, а новая власть попытается забрать (активы), он – судится».
Юрист пояснил, что компании на Кипре и ВБО, как правило, используются из-за налогов, «потому что там действует либеральное налоговое законодательство». Например, на Виргинских островах установлен размер налога на прибыль компании в размере 0%. «То есть если эта компания продаст кипрскую структуру со всем, чем она владеет, она получает значительные средства от этого», - уточнил Боровик.
Таким образом, расследователи пришли к выводу, что якобы именно налоговый мотив был целью создания хотя бы одной из вышеприведенных трех структур, а продажа «Рошен», который был одним из предвыборных обещаний Порошенко, в письме упоминается лишь в качестве опционной возможности.
«Из этого письма не следует, что продажа была единственной главной целью, а это была одна из возможностей на будущее. Когда создается такая структура, это может быть подготовкой к каким-то определенным транзакциям или, действительно, для продажи бизнеса, или привлечения инвестора, или для расширения своего бизнеса за пределами Украины», - сказал юрист.
Напомним, в 2016 году Порошенко, реагируя на обвинения в нежелании продавать «Рошен», объяснял необходимость создания офшорной структуры, которая была построена по описанному образцу, исключительно потребностью передать свой кондитерский бизнес в «слепой траст».
Однако Боровик на это отметил: «Из этого письма не следует, что целью или опцией при построении этой офшорной структуры был траст. То есть слово «траст» вообще не фигурирует. Нужна ли такая структура, чтобы ее передать в «слепой траст», по моему мнению, нет не нужна. Она нужна, если планируется продажа, то есть для оптимизации доходов от реализации… Для самого траста построить все эти три компании я не вижу нужды».
Ранее сообщалось, что в период 2014-2016 гг. Петр Порошенко заработал 72 миллиона долларов на производстве и реализации продукции Липецкой фабрики «Рошен» (РФ). Помимо «кондитерки», в Липецке Порошенко владеет мощностями по производству крохмаля и продает на территории России китайские грузовики. Естественно, управляющие компании российской бизнес-империи Порошенко выведены в офшор.
Дмитрий Пестов