В столице, по данным Межведомственного центра мониторинга застройки Киева общественные деятели, активисты и городские чиновники насчитывают свыше 1850 самостроев. Как следует из перечня объектов самовольного строительства, находящегося при содействии КГГА в публичном доступе, в условный «черный список» входят, как крупные ЖК от некоторых застройщиков, так и самострои поскромнее – стоянки, автомойки, АЗС, ларьки, частные гаражи, пристройки к жилым домам и проч.
В то же время по сообщениям ряда СМИ, в столице с приходом весны точечно в разных частях города вновь начинают «оживать» конфликтные строительные площадки. Одним из самых «ярких» прецедентов за последние месяцы – земельное противостояние на Татарке в Шевченковском районе, который сопровождался массовой дракой с кровопролитием и избиением нардепа.
Актуальности проблематике хаотичной застройки столицы (следствием которой может являться появление новых проблемных стройплощадок) добавляет тот факт, что городские власти так до сих пор и не утвердили анонсированный еще несколько лет назад новый Генплан Киева до 2025 года. Причем за несколько лет, по данным того же Центра мониторинга застройки, общее число объектов незаконного или «серого» строительства выросло с около 200 до свыше 500 (рост более чем в 2,5 раза).
О том, что мешает чиновникам и общественности навести порядок в градостроительной сфере столицы и за счет чего можно преодолеть строительный хаос в Киеве прокомментировал руководитель общественной организации «Киевский эколого-культурный центр», эколог Владимир Борейко.
- Как вы оцениваете в целом ситуацию с экологией, массовой вырубкой деревьев в Киеве и уничтожением зеленых зон в связи с активизацией строительных работ, а также резонансными земельными конфликтами?
- Тот факт, что время от времени то в одной части столицы, то в другой «вылазят» проблемные строительные объекты, объясняется тем, что в Киеве, оказывается, есть огромное количество зеленых зон и территорий, которые ни под кем не зарегистрированы, или даже еще не проинвентаризированы. Мы сейчас как раз создаем карту с массой заповедных объектов, чтобы их защитить.
Во-первых, земельные конфликты в Киеве будут возникать постоянно, потому что большое число территорий не закреплено ни за кем. Во-вторых, даже не проведена инвентаризация, что, в общем, и открывает возможность для различных злодеяний.
- Почему общественный контроль не в состоянии остановить злоупотребления в градостроительстве?
- В Киеве нет системной работы по защите зеленых зон. Возникает какая-то общественная инициатива только тогда, когда уже застройщики придут и, например, будут заваливать какое-то озеро с уточками и т.д. Тогда, да, появляются защитники природы. А почему власть не выделяет деньги, почему общественность не занимается системно, чтобы проинвентаризировать, какие земельные и природные ресурсы у нас есть, что нужно сохранить, где нужно прикрыть зеленую зону заповедным статусом?! Этого никто не делает, и поэтому скандальные очаги в Киеве будут возникать и в дальнейшем, как прыщи на одном месте.
Отсутствие системной работы позволяет злоумышленникам заниматься какими-то земельными махинациями, и при каждой власти в столице уничтожается гектар за гектаром зеленых зон.
- Какие у представителей общины есть юридические механизмы отстоять зеленые зоны (например, парк, сквер и т.д.)?
- Если в пример приводить конфликтную ситуацию вокруг Кристеровой горки, то да, это – историческая местность, да, там – зелень, но почему никто ранее не обеспокоился из местных людей сделать там, скажем, заказник. Почему они сейчас зашевелились, когда запахло «жареным» и никто до этого вопрос сохранения зеленой зоны не решал?!
Только мы данной проблемой частично занимаемся, хотя там не живем. Это – проблемы людей, потому что они не хотят что-то делать, а потом, когда кто-то начинает застраивать, кричат, мол, «ах как плохо!». Формально в подобных ситуациях нарушений экологических требований нет: земля ничья – взяли купили, сдали в аренду кому-угодно и потом строят.
- Насколько со стороны городской власти непринятие нового Генплана Киева может свидетельствовать о том, что городские чиновники подыгрывают застройщикам?
- А какой смысл принимать Генплан или не делать этого, если огромное количество территорий до сих пор еще не проинвентаризировано или не закреплено?! Куда его принимать, если на сегодня большие площади столичной территории – сплошные огромные «белые пятна»?
- Какой выход из сложившейся ситуации можно найти?
- Тут общественность с экологами должны проявлять инициативу и все, что еще есть зеленое в Киеве – «накрывать» заповедным статусом пока не поздно. Но, к сожалению, этим сейчас никто не занимается. Власть на это деньги не выделяет, бизнес в этом не заинтересован, гранты на это не дают.
Мы взялись за эту работу, но она очень тяжелая, большая, и я не знаю, сколько и что удастся сделать. Но мы столкнулись с тем, что в Киеве даже неизвестно, чья земля. О чем можно говорить?!
- Сейчас в столице некоторые конфликты вспыхивают из-за ряда земельных решений, принятых городскими властями еще при мэре Черновецком. Какие юридические рычаги есть для блокирования ранее принятых решений, чтобы остановить проблемные стройки, вызывающие резонанс в обществе и СМИ, например, через суды, посредством новых решений Киевсовета и проч.? Почему это не делается сегодня систематически и быстро?
- Такая работа вообще не ведется, в частности, потому что прокуратура у нас г-ном Петром Порошенко лишена общего надзора. Поэтому кто это будет делать и на каком основании?! Раньше хоть такими вопросами занималась прокуратура. Сейчас в стране нет органа, который имел бы квалифицированных специалистов и мог бы сопровождать судебные производства. В стране просто официально уничтожен единственный орган, который мог этим заниматься. Это системные вопросы, а не то, что мэр Киева Виталий Кличко кому-то дал или не дал (разрешение на строительство).
- Какая сейчас роль Госэкоинспекции в вопросах охраны окружающей среды и грубых нарушений в сфере земельных отношений?
- В Украине два месяца заблокирована работа экологической инспекции на уровне премьера Владимира Гройсмана. Она теперь тоже ничего не может делать. Такая блокировка работы контролирующих органов делается на уровне президента и главы правительства. Поэтому то, что предпринимается в Киеве на уровне городских властей – это уже вторично и третично.
Геннадий Стеценко, специально для «Нова Влада»