БИЗНЕС предлагает законодательно заставить компании, участвующие в госзакупках и имеющие среди учредителей иностранные компании, предоставлять правоустанавливающие документы о бенефициарах нерезидентов
С 25 ноября 2014 г. начал действовать Закон №1701 от 14.10.14 г. “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно определения конечных выгодополучателей юридических лиц и публичных деятелей” (см. статью "Коррупционная ширма"), сообщает Нова Влада со ссылкой на еженедельник БИЗНЕС. Его главная цель, в том числе озвученная правительством, — борьба с коррупцией и уклонением от украинского налогообложения.
Попытка законодателей
Камень преткновения данного законотворческого процесса — отсутствие инструментов для обнаружения информации о том, какой конкретно украинский гражданин стоит за имеющими однотипные названия иностранными компаниями с Виргинских островов, из Кипра, Панамы, Нидерландов, Великобритании и т.п.
То есть за компаниями из офшорных юрисдикций (таковых официально Украина признает 36) или юрисдикций с оптимальным (удобным для украинского бизнеса) налогообложением (их официально Украина признает 73; чем они различаются между собой и какие схемы вывода капиталов через них чаще всего используют украинские компании — см. стр.20-22).
Вердикт юристов, аналитиков консалтинговых компаний и бизнесменов — вступивший в силу Закон таким инструментом не является. Что, правда, не помешало премьер-министру Арсению Яценюку еще накануне выборов заявить, что офшорная эра в Украине закончилась, а чиновники теперь будут как на ладони.Есть две составляющие этой проблемы.
Как правило, крупный бизнес через подобные иностранные компании пытается либо уменьшить украинское налоговое бремя (больше заработать), либо же спрятаться от фискалов и правоохранителей, желающих по политическим либо меркантильным мотивам “отжать” чужие предприятия. Понятно, что страдающий от произвола бизнесмен может организовать международный скандал, мол, в Украине щемят иностранных инвесторов.
За офшорными компаниями могут скрываться украинские чиновники или политики (они же зачастую и представляют крупный бизнес), которые через подобные иностранные компании инкогнито зарабатывают или обзаводятся недвижимостью, корпоративными правами и другими активами.
С помощью таких схем из Украины ежегодно выводится минимум 100 млрд грн., а некоторые эксперты говорят и о 300 млрд грн. Прямые потери украинского госбюджета составляют 30-50 млрд грн. в год.
В чем проблема
С одной стороны, огульно обвинять бизнесменов в использовании иностранных компаний для уменьшения налогообложения нельзя — любой бизнес по определению ищет пути увеличения прибыли. И данная проблема актуальна не только для Украины. С этим явлением активно борются на международном уровне.
Поэтому ликвидировать офшорные схемы только фискальными способами нельзя. Украинские бизнесмены должны себя чувствовать комфортно при уплате налогов внутри страны. Кроме того, только раскрытием информации о конечных выгодополучателях — украинских гражданах, являющихся бенефициарах иностранных компаний, проблему не решить.
Например, Ринат Ахметов на официальном сайте группы СКМ открыто указывает себя в качестве бенефициара кипрской компании, которой принадлежат корпоративные права почти всех фирм данной группы компаний. Поэтому должен заработать и принятый еще летом 2013 г. Закон о трансфертном ценообразовании, в котором описаны механизмы определения справедливых цен при внешнеэкономических операциях. Но его выполнение правительство игнорирует (см. также стр.20-22).
С другой стороны, поймать “на горячем” нечистых на руку чиновников — святая обязанность каждого гражданина. Но узнать, есть ли у “государева человека” интерес в иностранной компании, которая связана с украинской, новый Закон не позволяет.
Он предписывает руководителям украинских предприятий сообщать государственным регистраторам информацию о конечных выгодополучателях всех иностранных компаний, которые напрямую или опосредованно (через другие украинские фирмы-соучредители) обладают корпоративными правами в предприятии.
Но такая информация содержится только в так называемых трастовых соглашениях (между номинальным директором нерезидента и украинским бенефициаром), в уставе частного фонда или в других документах. В зависимости от юрисдикции существует очень много форм регистрации подобных иностранных компаний. Добровольно предоставлять трастовые соглашения никто не будет, ведь Закон требует раскрытия информации о бенефициарах только в явочном порядке, со слов руководителя украинского предприятия.
Что дальше?
С одной стороны, можно прописать норму в Законе: при регистрации, актуализации данных в Едином государственном реестре руководитель обязан предоставить документ, например, трастовое соглашение. Но подобную фискальную норму логично вводить только после создания экономически выгодных для бизнеса условий уплаты налогов внутри страны.
С другой стороны, есть огромный рынок, который называется государственные закупки — закупки на нужды государства за деньги налогоплательщиков. А это не менее 240 млрд грн. в год (см. стр.24-27). БИЗНЕС предлагает и будет в дальнейшем продвигать эту идею: жестко закрепить в законодательстве, что компании-поставщики должны раскрывать трастовые соглашения, если их корпоративными правами обладают в том числе иностранные компании из офшорных юрисдикций или юрисдикций с оптимальным налогообложением.
Подобное, кстати, практикуется в странах Евросоюза. Тогда чиновники не смогут прятаться и получать прямую выгоду от своих компаний при госзакупках. А то законодатели наивно думают, что им удастся побороть коррупцию, введя в состав предприятий, участвующих в гостендерах, должности Уполномоченных по коррупции.
Еще одна бесполезная действующая новация: в апреле была принята новая редакция Закона “Об осуществлении государственных закупок”. Одна из норм документа: заказчик гостендера (распорядитель государственных средств) имеет право отказать поставщику, если последний зарегистрирован в офшорных зонах. Эта норма проблем коррупции не решает, кроме того, у заказчика появляется рычаг давления на неугодные ему фирмы.
Попытка БИЗНЕСа
Учитывая это предложение и несовершенство законодательства в данной сфере, БИЗНЕС решил проверить, насколько зависима национальная экономика от иностранных юрисдикций.
Критерий отбора компаний, которые в результате попали в отчет, очень прост: это победители на наиболее крупных торгах в сфере закупок за государственные деньги по публикациям электронной версии “Вестника государственных закупок” с 27 октября по 14 ноября 2014 г. (см. “Офшор Топ-10” на стр.17, 18).
Примерно 49% госденег на торгах за этот период ушло юрлицам, в составе которых прямо или опосредованно есть иностранные компании (из офшоров или юрисдикций с оптимальным налогообложением).
Мы даже пытались дозвониться руководителям ряда этих юрлиц и задать простые вопросы: “Кто в иностранной компании, владеющей корпоративными правами в вашей фирме, является бенефициаром? Предоставите эту информацию государственному регистратору и когда?”. Мы, так сказать, решили доказать, что вся критика Закона о выгодополучателях — грязные инсинуации.
И наивно полагали, что компании предоставят нам информацию. Тем более что все равно ее надо будет публично раскрывать госрегистратору. На первый вопрос по сути не ответил никто.
Либо приходилось безуспешно “бегать” за пресс-секретарями, либо пообещали ответить, но позже (по-прежнему ждем), либо телефоны не отвечали, либо говорили, что такую информацию предоставят только госрегистратору.
Как бы там ни было, надеемся и ждем, что наши данные из рейтинга как-то прокомментируют: опровергнут или подтвердят.
Авторы: Олег Руденко, Татьяна Павленко, Сергей Крапива
Комментарии юристов: можно ли рассекретить бенефициаров?
Максим Балаценко, юрист юридической компании FCLEX:
— Следует понимать, какие цели преследует Закон о конечных выгодополучателях. В первую очередь речь идет о борьбе с коррупцией: действующее законодательство обязало ряд чиновников с 1 января 2014 г. передать свои корпоративные права в управление третьему лицу или продать их в течение 10 дней с момента вступления в должность.
Второй задачей Закона является борьба с проблемами в сфере госзакупок, когда в тендерах участвуют связанные между собой лица. Несмотря на свое назначение, положения Закона выглядят малоэффективными.
Во-первых, обязанность раскрывать информацию о конечных выгодополучателях лежит на руководителях юрлиц. В случае уклонения от выполнения такого обязательства самым худшим последствием станет штраф в размере 8500 грн.
Во-вторых, Закон не предполагает обязанности чиновников декларировать, являются ли они конечными выгодополучателями или нет. И даже в случае уклонения от предоставления такой информации — санкций за это не предусмотрено.
В-третьих, Закон не учитывает особенностей ряда офшорных юрисдикций, в которых используются трастовые договоры и информация о конечном выгодополучателе защищена. Как вариант усовершенствования положений Закона, существуют предложения об ограничительных мерах для офшорных компаний.
Например, неплохим вариантом является запрет юрлицам, не предоставившим информацию о конечном выгодополучателе, участвовать в госзакупках. Но главная проблема в данном случае — не то, как заставить раскрыть информацию, а как проверить ее достоверность.
Виктория Соловьева, юрист:
— В 2013 г. Верховная Рада не проголосовала за проект “О возврате капиталов, находящихся и зарегистрированных в Республике Кипр, в офшорных зонах и других юрисдикциях, освобожденных от двойного налогообложения или имеющих льготный режим налогообложения”. Впрочем, реальных механизмов борьбы с офшорами он не предусматривал.
Был принят обновленный Закон №1197 от 10.04.14 г. “Об осуществлении государственных закупок”, который ограничивает в том числе право компаний, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях, принимать участие в госзакупках.
Что касается принятия новых актов: капиталы будут выводиться в офшоры, потому что в стране неблагоприятная обстановка для ведения бизнеса. А принятие закона еще не гарантирует его исполнения. Не говоря уже о том, что депутаты ВР не заинтересованы в появлении реальных ограничений — они затронут и их бизнес-интересы.
ОФШОР ТОП-10
Рейтинг украинских компаний с офшорными бенефициарами, которые участвовали/победили в самых крупных государственных закупках согласно публикаций «Вестника государственных закупок» (ВГЗ) с 27.10.2014 г. по 14.11.2014 г.*
№ | Компания/Код/статус | Предмет закупки / Статус и название контрагента | Сумма госзакупки, млн грн. | Уставный капитал, млн грн.** | Руководитель** | Ориентировочная доля в капитале (акциях) иностранных компаний из офшорных зон или юрисдикций с оптимальным налогообложением, название иностранного учредителя** | Предполагаемый основной бенефициар (учитывая данные из открытых источников)*** |
1 | ЧАО «Белоцерковская теплоэлектроцентраль»/30664834/Заказчик (пометка в ВГЗ – источник финансирования: собственные средства) | Работы и услуги по введению в эксплуатацию парового агрегата / Поставщик – ПАО «Киевсоюзшляхпроект» | 1597,08 | 76,73 | Кривенко Василий Васильевич, директор | 73,8% распределены между:
50,1 % в капитале принадлежит напрямую ЧАСТНОЙ КОМПАНИИ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЛАВОЙ АЛЬЯНС ЛИМИТЕД» (Англия, Ангилья)
Не менее 23,7% в капитале опосредованно через ПАО «Белоцерковская теплоэлектроцентраль» (2013 г.) принадлежит МАЛРЕДИ ВЕНЧЕРЗ ЛИМИТЕД (Англия, Лондон), ЮНИВАЙТЕ инк (Британские Виргинские острова)Ю, СТЕТЕКС КОРП. (США, Нью Йорк), ФІНКАСТ ЛТД. (Британские Виргинские острова), EXPERT MANAGEMENT (США, Оклахома), КАРРЕВІЛЬ КОМПАНІ ЛЛС (США, Грили) | Константин Жеваго |
2 | ООО «Вог Аэро Джет»/38092255/Поставщик | Дизтопливо / Заказчик – ГП «Укрзализнычпостач» | 1272,24 | 0,305 | Хавро Юрий Иванович | 99,9% напрямую принадлежит Т СКВЕАД ИНВЕСТМЕНТС ЛИМИТЕД (Британские Виргинские острова) | Игорь Еремеев и Степан Ивахив, совладельцы группы компаний «Континиум» и сети АЗС WOG |
3 | Частное предприятие «ОККО-бизнес»/37278249/Поставщик | Дизтопливо / Заказчик – Минобороны | 490,77 | 1 | Кучабский Юрий Любомирович (также член НС, вице-президент «Концерн Галнафтогаз) | 90,25% опосредовано принадлежит GNG RETAIL PUBLIC LIMITED (Кипр, Никосия) через владение (2013 г.) акциями ПАО «Концерн Галнафтогаз» (единственный учредитель ЧП «ОККО-бизнес») | Виталий Антонов, глава наблюдательного совета, президент ПАО «Концерн Галнафтогаз» |
4 | ООО «Метинвест-Украина»/ 35484610/Поставщик | Стальные листы / Заказчик – ГП «Завод им. В.А. Малышева» | 181,9 | 0,046 | Задолинный Владимир Иванович, генеральный директор | 100% опосредовано принадлежит ЧАСТНОЙ КОМПАНИИ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «МЕТИНВЕСТ Б.В.» (Голландия, Гаага) – через соучредителей «Метинвест-Украина: ООО «Метинвест СМЦ» и ООО «Метинвест Холдинг» | Основные бенефициары голландской Metinvest B.V. Ринат Ахметов (через группу СКМ) и Вадим Новинский (через Смарт-Холдинг), обладающие корпоративными правами, в том числе, через кипрские компании |
5 | ПАО «Запорожтрансформатор» (ПАО «ЗТР»)/00213428/Поставщик | Реактор / Заказчик – ГП «НАЭК «Энергоатом» | 63,68 | 22,1 | Клейнер Игорь Саулович, генеральный директор | 98,63% акций (2013 г.) напрямую распределены между: AZIDANO LIMITED (Кипр, Лимассол, 24,99%), KARATANO LIMITED (Кипр, Лимассол, 24,99%), ARTAMARE LIMITED (Кипр, Лимассол, 23,65%), ZADANO LIMITED (Кипр, Никосия, 25%) | Константин Григоришин
ПАО «ЗТР» с 2001 г. входит в группу «Энергетический стандарт», собственником и президентом которой СМИ указывают К. Григоришина |
6 | ООО «Весташляхбуд»/31933268/Поставщик | Капитальный ремонт дорог / Заказчики – Управление Криворожгорисполкома, Департамент Днепропетровской ОГА | 63,04 | 20,02 | Милюков Виталий Николаевич | 33,33% принадлежит опосредовано НЕОМИР ИНВЕСТМЕНТ ЛИМИТЕД (Кипр, Никосия) через ООО «ГРИНФОРТ-С» (совладелец 33,33% в ООО «Весташляхбуд») | Сурен Сардарян, имевший (или имеющий) отношение к группе «Веста» и сети автозаправок «Веста», в этом году сменивших название (и возможно владельца) на АЗС Lotos |
7 | ООО «Паркинг+» | Капитальный ремонт улиц / Заказчик – Департамент строительства и дорожного хазяйства Харьковской горрады | 62,21 | 47,5 | Блинкин Вячеслав Юриевич | 83,94% принадлежит напрямую ВАЛДХЕЛМ ТРЕЙДИНГ КОРП. (Британские Виргинские острова) | Вячеслав Блинкин (соучредитель), Владимир Чумаков, директор Департамента строительства и дорожного хозяйства Харьковской горрады (бывший соучредитель «Паркинг+, экс-советник мэра Харькова Геннадия Кернеса), Анатолий Денисенко, народный депутат VIII созыва, самовыдвиженец (в 2012 г. стал народным депутатом от Партии регионов, экс-депутат Харьковской горрады) |
8 | ПАО «Завод «Фрегат»/ 14312387/Поставщик | Сельскохозяйственные машины / Заказчик – ГПАО «НАК «Украгролизинг» | 35,61 | 10,97 | Стафеев Александр Петрович, глава правления | 97,28% акций (2012 г.) распределены между: «ФРЕГАТ ИНЖИНИРИНГ ЛИМИТЕД» (Кипр, Лимассол) – напрямую 96,25% и МЕЖДУНАРОДНОЙ КОММЕРЧЕСКОЙ КОМПАНИИ «ХОЛТВЕЙ ТРЕЙДИНГ ЛТД» (Британские Виргинские острова) – опосредовано 1,03% (через ООО «Днепроинвесттехнологии» (Украина) | Н/Д |
9 | ООО «Европа Арм Спорт»/30307697/Поставщик | Коллиматорные прицелы / Заказчик – МВД | 26,34 | 200 | Грунскене Лариса Павловна (в .т.ч. соучредитель с долей 50%) | 50% напрямую принадлежит ООО «ВЕЗНИ ИНВЕСТМЕНТС ЛИМИТЕД» (Кипр, Никосия) | Грунскене Лариса Павловна. ООО «Европа Арм Спорт» указано как держатель прав на сайт оружейного Интернет-магазина «Ибис» (сеть оружейных магазинов «Ибис») |
10 | ЧАО «Биофарма»/36273281/Поставщик | Лекарственные средства / Заказчик – МОЗ | 22,06 | 145,77 | Маковский Александр Анатолиевич, глава правления | 99,99% акций (2013 г.) напрямую принадлежит НИОБЕРА ИНВЕСТМЕНТС ЛИМИТЕД (Кипр, Никосия) | Константин Ефименко, глава Наблюдательного совета ЧАО (экс-министр транспорта), Василий Хмельницкий |
| ИТОГО ОБЪЕМ ЗАКУПОК |
| 3814,93 | или около 49% всех закупок, результаты которых были опубликованы в течение 3 недель |
|
* Данные по госзакупкам из «Вестника государственных закупок» на tender.me.gov.ua
** Информация указана с учетом официальных данных публичной электронной версии Единого государственного реестра юридических и физических лиц на сайте ГП «Информационно-ресурсный центр» http://irc.gov.ua/ua/Poshuk-v-YeDR.html и официальных сайтов компаний
*** Оценочные данные с учетом информации официальных сайтов компаний и СМИ