Новини та ділова аналітика для проактивних

Реванш ГФС: Кабмин наделил фискалов правом блокировать налоговые накладные на свое усмотрение (ОБНОВЛЕНО)

05 березня 2018 — 10:01

На прошлой неделе Кабинет министров утвердил постановлением новые порядки, связанные с остановкой регистрации налоговых накладных и расчетов корректировок (далее – НН/РК). Действие автоматической мониторинговой системы (СМКОР) нардепы остановили и отправили Кабмину на доработку в декабре 2017 г. Новое детище Кабмина, к сожалению, пока не вселяет надежд на то, что законопослушному бизнесу фискалы не будут создавать проблем на ровном месте. В частности, налоговикам дали право самостоятельно устанавливать, по каким автоматизированным критериям оценки следует блокировать НН/РК. А процедура отстаивания налогоплательщиком права на регистрацию своей НН в ГФС по своей бюрократической чудовищности осталась практически прежней, и является потенциально коррупционной.

Положительный же момент может заключаться в том, что теперь под саму систему мониторинга должно будет попасть меньше субъектов хозяйствования – смягчены условия/признаки, в случае которых необходимо оценивать риски налоговых операций. Соответственно под каток фискалов могут попасть уже не десятки тысяч компаний. Нова Влада проанализировала правительственные новации.

Ниже публикуем обновленный вариант текста обзора нового порядка блокировки налоговых накладных – в связи с публикацией текста постановления №117 от 21.02.18 г., который в значительной степени отличается от предварительного варианта, который выносил на заседание КМУ Минфин. Для удобства изменения выделены красным цветом.

Как закалялась блокировка

9 февраля 2018 г. Министерство финансов разместило на своем сайте проект постановления Кабмина «Об утверждении порядков по вопросам остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных».

Как выяснила Нова Влада, 28 февраля, не дожидаясь окончания предусмотренного законодательством месячного срока для обсуждения, постановление было с голоса вынесено на заседание Кабмина и утверждено – предварительный текст документа, который выносил Минфин на заседание, попал в распоряжение редакции. По нашим данным, Минфин аргументировал нарушение одного закона необходимостью соблюдения другого – Закона №2245 от 07.12.2017 г., которым было предусмотрено утверждение нового порядка блокировки НН/РК до 1 марта 2018 г.

Но как оказалось по факту публикации постановления – де-юре постановление №117 принято 21 февраля 2018 г., хотя «допиливалось» еще неделю.

Напомним, парламент законом «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году» внеся ряд поправок в Налоговый кодекс. В частности, было приостановлено действие режима автоматической остановки регистрации налоговых накладных на базе системы мониторинга критериев оценки рисков (СМКОР). Порядок действия этой системы был утвержден приказом Минфина №567 от 13.06.2017 г. Результат работы системы, мягко говоря, оказался шоковым для многих бизнесменов. Автоматизированный мониторинг, который должен был остановить фиктивные сделки, начал останавливать выполнение контрактов тысяч добросовестных налогоплательщиков. Поэтому Верховная Рада ввела тестовый режим работы системы, до того момента пока Кабмин постановлением (а не как ранее приказом Минфина), с 1 марта 2018 г., не утвердит новые принципы ее функционирования. Что и произошло 28 февраля на заседании КМУ.

Понятно, что вряд ли бизнес сильно скучает по блокировке накладных, но для части бизнесменов ускорение процесса все же было необходимо. Государственная фискальная служба (ГФС) еще 5 января 2018 г. издала разъяснение о том, что плательщиками не подаются пояснения и копии документов к налоговым накладным / расчетам корректировок (далее – НН/РК), регистрация которых в Реестре остановлена до 01.12.17 г. А точнее – фискалами не рассматриваются.

Таким образом, сложилась классическая ситуация «кто не успел, тот опоздал» – причем винить в ней именно фискалов сложно. Изменения в соответствующие статьи Налогового кодекса были выписаны так «криво», что дали возможность для самых разных их толкований.

Но еще до принятия постановления произошло нечто совсем уж странное: 19 февраля Минфин «перезалил» проект (который был выложен 9 февраля) и приложения к нему, что является чем-то новым в нормотворчестве. При этом то ли кто-то где-то напортачил, то ли это было сделано сознательно: в приложениях к проекту постановления оказались документы, не имеющие к нему ни малейшего отношения. В итоге те, кто не скачал документ в период с 9 по 18 февраля, уже не могли этого сделать. А принято Кабмином было постановление, отличавшееся от того, которое было размещено 9 февраля.

У ГФС все в порядке

Главный из утверждаемых новым постановлением порядков – Порядок остановки регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных.

Новая версия системы блокировки НН/РК при сходстве во внешнем антураже (применении коллегиального подхода при принятии решений о блокировке НН/РК, исключении ряда НН/РК из контроля и т.д.) отличается от действовавшей ранее довольно радикально. Во-первых, новой базой для принятия решения о том, кто вообще попадает под мониторинг системы СМКОР. Во-вторых, ГФС дано право приказами (по согласованию с Минфином) самостоятельно устанавливать критерии оценки «токсичности» налоговых накладных. К сожалению, процедура обжалования при блокировании НН/РК осталась практически прежней.

Напомним, что мониторинг регистрации налоговых накладных базируется на трех основных этапах:

1) система, на основе утвержденных признаков, по которым НН/РК компании (плательщика НДС) попадают или не попадают под мониторинг, производит отсев тех документов, которые под действие блокировки не подпадают;

2) налоговые накладные (и корректировки по ним), компаний попавших под мониторинг, проверяются на соответствие ряду КРИТЕРИЕВ. Несоответствие одному из критериев приводит к АВТОМАТИЧЕСКОЙ блокировке (остановке) регистрации документов. То есть, невозможности использования их покупателями компании для отражения налогового кредита и т.п.;

3) порядок фиксации решений о блокировке и принцип обжалования в ГФС автоматически заблокированных НН/РК в ДВУХ Комиссиях при фискалах же. Первая принимает решение о разблокировании или подтверждает правомерность запрета на регистрацию НН. Вторая Комиссия принимает жалобы на первую Комиссию (в случае отказа в регистрации), и либо подтверждает решение «первой инстанции», либо разблокирует НН.

Признаки добропорядочности

Здесь для бизнеса есть хорошие новости. Надо отдать должное – в ГФС решились на определенные послабления.

Во-первых, кроме существовавших ранее трех оснований для автоматической регистрации НН/РК (налоговая накладная на неплательщика НДС, при обороте плательщика до 500 тыс. грн. в месяц и определенном уровне налоговой нагрузки при не скачкообразной деятельности – об этом ниже) появилось указание на то, что в случае наличия у плательщика положительной налоговой истории его налоговые накладные, даже соответствующие критериям риска, подлежат регистрации в Едином реестре.

Иными словами, НН подобных компаний не должны будут блокироваться ни под каким соусом. Попасть в категорию таковых теперь архиважная задача для любого субъекта хозяйствования. Есть одно «но». «Перечень показателей и коэффициентов, по которым определяется положительная налоговая история налогоплательщика» должна утвердить ГФС приказом по согласованию с Минфином. Но даже если фискалы завысят эти показатели – хуже бизнесу от этого точно не будет. Ведь, такого условия ранее и вовсе не было. 

Во-вторых, и это тоже важно, снижен с 5% до 3% размер налоговой нагрузки (отношение ЕСВ плюс всех налогов за исключением таможенных платежей к общей сумме поставок), который дает возможность автоматически избежать попадания под мониторинг и соответственно блокировки НН/РК. Но это при условии не превышения суммы НДС в НН в течение текущего месяца более чем в 1,4 раза, по сравнению с наибольшей месячной суммой НДС в НН за последние 12 месяцев. Логика тут есть: взрывной рост оборота компании имеет определенные риски. Причем в нынешнем варианте разрешен чуть больший рост чем в прошлом году, когда он в текущем месяце не мог превышать максимальное значение за последние 12 месяцев в 1,3 раза.

Критерии блокировки НН

Ранее, в утвержденных приказом Минфина №567 от 13.06.2017 г. критериях блокировки, существовала сложная и запутанная формула. Главными условиями приостановки были: полуторакратное превышение объема поставок товара/услуги над объемом их приобретения; превышение доли поставок рисковых товаров, определенных ГФС, в зависимости от налоговой нагрузки. Плюс присутствовали еще два вспомогательных критерия. См. ниже «Прежние критерии блокировки НН/РК».

Реванш ГФС: Кабмин наделил фискалов правом блокировать налоговые накладные на свое усмотрение (ОБНОВЛЕНО)

Реванш ГФС: Кабмин наделил фискалов правом блокировать налоговые накладные на свое усмотрение (ОБНОВЛЕНО)

Практика показала, что эти критерии действуют очень «криво». Нормальные компании массово попадали под блокировку из-за них. При этом «скрутчики» научились их обходить.

В принятом Порядке критериев нет вовсе! И хотя парламент, при принятии изменений в НК, буквально и не писал о необходимости их внесения в постановление КМУ, именно такая логика и закладывалась в обновление системы – с учетом предыдущего «эпик-фэйла» Минфина.

Теперь, в соответствии с постановлением, утверждать «критерии рисковости налогоплательщика», «критерии рисковости осуществления операции», а также и «перечень показателей по которым определяется положительная история налогоплательщика» будет даже не Минфин, а ГФС приказом по согласованию с Минфином. Критерии должны будут обнародоваться на официальном сайте фискалов.

Другими словами, вся конструкция новой системы блокировки будет базироваться на критериях фискалов, которых еще не существует в природе!

Памятуя о том, как в прежние времена налоговики жонглировали понятием «стан №9» в отношении налогоплательщиков (это состояние могло вводиться и отменяться едва ли не через день – при неизменном режиме работы субъекта хозяйствования), конечно, есть опасения по поводу применения подобных подходов. Безусловно, утверждение разумных критериев добросовестности/рисковости могло бы стать шагом вперед, по сравнению с теми, мягко говоря, несовершенными критериями, которые применялись в прошлом году. В лучшем исполнении речь может идти о некой верификации налогоплательщика в качестве надежного, что должно будет исключать возможности несправедливой блокировки его накладных.

В последний момент порядок дополнили положением о том, что ГФС при изменении любых критериев должна будет направить соответствующий проект Минфину, который в двухдневный срок или согласовывает их, или направляет на доработку.

Впрочем, в распоряжении Нова Влада уже есть проект приказа ГФС об утверждении новых критериев, о чем мы расскажем в следующей публикации. 

Обжаловать нельзя отменить

Пожалуй, наиболее неоднозначными и коррупционогенными получились положения, связанные с отстаиванием плательщиком права на регистрацию своей НН. Хотя и тут есть некоторые положительные усовершенствования.

А именно, в Порядок остановки регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных (ЕРНН) в части процедуры оспаривания блокировки были внесены следующие новации:

- во-первых, решения о блокировке теперь будут регистрироваться в Реестре и вступать в силу после такой регистрации. Правда, только после прохождения этим Реестром тестового режима эксплуатации. Ранее, на практике, множество плательщиков вопреки прямым нормам Налогового кодекса вообще не получали квитанции о подтверждении регистрации налоговых накладных в ЕРНН, равно как и уведомлений об остановке регистрации.

- во-вторых, теперь вводятся комиссии на региональном уровне – в придачу к центральной Комиссии, которая занималась рассмотрением письменных разъяснений и копий документов по факту автоматической блокировки НН/РК. Региональные комиссии, в течение 5 рабочих дней после получения пояснений и документов от плательщика должны будут:

а) для плательщиков, у которых объем поставок в месяц менее 30 млн грн., принять решение о регистрации или блокировке НН/РК, которое регистрируется в Реестре;

б) для плательщиков, у которых объем поставок в месяц более 30 млн грн., принять решение о регистрации или блокировке НН/РК, которое ПРЕДВАРИТЕЛЬНО (некий и вовсе новый термин) регистрируется в Реестре.

Если никакого решения на протяжении 5 рабочих дней не принимается, то теоретически НН/РК подлежит автоматической регистрации.

- в-третьих, комиссия центрального уровня на протяжении 7 рабочих дней после получения пояснений и документов от плательщика, но не ранее получения решения комиссии регионального уровня может принять другое решение о регистрации или отказе в регистрации НН/РК.

При этом внятно не сказано: смогут ли в центральном аппарате отменять решения по плательщикам с месячным оборотом до 30 млн грн.

Добавим, что если комиссия центрального уровня своевременно не принимает решения, то по окончанию 7 рабочих дней вступает в силу решение комиссии регионального уровня.

Отдельно хотелось бы остановиться на том факте, что отмена центральной комиссией решения о регистрации или отказе в регистрации НН/РК на региональном уровне не будет приводить ни к служебным расследованиям, ни к чему-либо еще. Что может порождать не только безответственность, но и возможности для коррупции.

- в-четвертых, отдельно оговорено, что по накладным, регистрация которых была остановлена до 01.12.2017 г., и по которым в этот срок не были поданы пояснения и документы, субъекты хозяйствования могут подавать пояснения и документы в общем порядке.

В остальном прежняя процедура не претерпит изменений. В частности, значимой частью подтверждения НН/РК будет подача так называемой таблицы данных налогоплательщика – по ней определяется соответствие/несоответствие объема или отсутствие закупок товара/услуги в сравнении с последующей его реализацией. Причем таблицы, поданные плательщиком в прошлом году, тоже будут учитываться.

Еще одним приложением в принятом постановлении является Порядок рассмотрения жалоб на решения Комиссий первой инстанции, описанных выше. Тут принципиальное изменение лишь одно, но очень важное. Дело в том, что оспаривать автоматическую блокировку СМКОР в «первой» Комиссии и ранее, и сейчас можно будет, подавая соответствующие документы в электронном виде. Во «вторую» жалобы принимались только в бумажном виде по почте. Отныне исключительную электронную подачу ввели и при обжаловании во «второй» Комиссии.

Да, выглядит вся эта бюрократическая система запутанно. Но тем не менее, хотя бы электронная форма подачи повторных жалоб немного упрощает жизнь бизнесу. Ведь ее отсутствие в прошлом году привело к банальному затовариванию ГФС огромными объемами бумаги. «Укрпочта» в этой связи даже открыла 2 новых отделения – исключительно под обслуживания потока жалоб. Что само по себе демонстрирует, насколько нездоровой была действовавшая процедура. Однако в итоге все равно с потоком жалоб не справлялась ни «Укрпочта», ни сами фискалы.

Итоги в целом не утешительны

Думается, перевод документопотока в электронный формат отчасти эту проблему снять поможет. Однако без более качественной работы автоматических критериев (которые, как и ранее, отданы на откуп ГФС с Минфином) и комиссий «затоваривание» все равно может повториться.

Теперь о том, чего в Постановлении и Порядках нет, но должно было бы быть. Или же наоборот – от чего бы в нем стоило избавиться.

Во-первых, как показал опыт функционирования системы в 2017 г., едва ли не самой главной проблемой для налогоплательщиков было получение внятной информации о причинах блокировки и о путях выхода из сложившейся ситуации. Несмотря на существование при ГФС огромного департамента информационно-справочной работы, он никак не был вовлечен в решение проблемы. Нормальной системы поддержки и обратной связи с налогоплательщиком (не говоря уж о возможности получения информации в режиме реального времени) не существовало. Не озаботились авторы постановления ее созданием и теперь.

Во-вторых, как и в минувшем году, в нынешнем постановлении заявляется принцип автоматической регистрации НН/РК в случае просрочки Комиссиями предусмотренных сроков принятия решений при блокировке и/или при рассмотрении жалоб. Однако опять же, как показала практика, этот принцип ни в коей мере не соблюдался и вряд ли будет соблюдаться впредь. Во всяком случае без создания механизма регистрации таких сроков с возможностью доступа к нему со стороны налогоплательщика и контроля со стороны стороннего органа – очевидно, Минфина.

В-третьих, проблемной является и сама система коллегиального принятия решений Комиссиями. Она не выдерживает никакой критики. Ведь, очевидно, что коллегиальность порождает безответственность. Это, с одной стороны. А с другой, – с какой стати в данном конкретном случае предусмотрена коллегиальность? Ведь при принятии, например, налоговых уведомлений-решений по итогам проверок или, скажем, решений по взысканию налогового долга и т.п., документ принимается и подписывается конкретным должностным лицом органа ГФС.

Почему тогда в случае с решениями о блокировке НН/РК и/или по жалобам на них должно быть иначе? Принятие таких решений должно быть частью работы профильных структурных подразделений ГФС с ответственностью со стороны руководителя органа. Соответственно, утверждение постановлением еще одного – третьего в комплекте – Порядка работы комиссий и вовсе выглядит излишним.

Продолжение о проекте новых критериев оценки рисковости НН/РК от ГФС – читайте в следующих публикациях.

Сергей Саливон