Новини та ділова аналітика для проактивних

Импорт-2018 в Украину: отрицательное сальдо торговли товарами выросло до -9,6 млрд, на 55% (Инфографика)

28 березня 2019 — 10:47
Импорт растет высокими темпами по двум направлениям – энергоносители и товары конечного потребления
Підзаголовок 2: 
Положительное сальдо растет с некоторыми странами ЕС, отрицательное – огромными темпами с РФ

Нова Влада в прошлой публикации проанализировала итоги экспорта товаров из Украины в 2018 г., которые свидетельствуют о приближении возможного максимума экспорта в рамках развития сырьевой модели экономики. Ситуация усугубляется тем, что предел роста потребления импортных товаров пока не просматривается: торговое сальдо ухудшается третий год подряд, достигнув в 2018 г.: -$9,6 млрд. Проанализируем итоги импорта товаров в Украину.

Общие тренды

Напомним, что общий внешнеторговый товарооборот Украины вырос с $92,8 млрд в 2017 г. до $104,2 млрд в 2018 г., то есть на 12,3%. Но импорт при этом рос опережающими темпами и в абсолютном, и в относительном измерении – он увеличился с $49,5 млрд до $56,9 млрд, или на 14,8%. Соответственно, по сравнению с 2017 г., отрицательное торговое сальдо увеличилось на $3,4 млрд (до $9,6 млрд), или сразу на 55%. Причем негативная тенденция заключается в том, что во втором полугодии 2018 г. увеличился и темп роста минусового торгового баланса: в первом полугодии 2018 г., по сравнению с первым полугодием 2017 г., отрицательное сальдо внешней торговли Украины выросло только на 20,5%. Динамику внешнеторгового оборота и сравнение динамики и импорта с экспортом см. ниже.

ved_ukr_2018_0.jpg

Опережающему росту импорта товаров способствовал ряд чисто экономических факторов. В частности, это:

1. Относительная стабилизация экономики и курса национальной валюты, которые способствовали удовлетворению отложенного спроса;

2. Рост цен на энергоносители на мировых рынках. В частности, при физическом росте поставок нефтепродуктов в Украину на 3% в стоимостном измерении объем поставок увеличился на 33,2% (это плюс $1,4 млрд). А при физическом сокращении закупок газа на 20,9% его стоимость все равно выросла – пусть и на 2,8% (а это плюс $0,1 млрд по итогам года).

Однако не обходится и без факторов политического и коррупционного характера. Например, в 2018 г. импорт угля вырос, по сравнению с предыдущим годом, на $291,3 млн или на 10,6%. В том числе, например, экспорт каменного угля из Белоруссии в Украину вырос в 340 раз, а антрацита даже в 980 раз!!! И это после и без того уже резкого роста импорта угля в 2017 г. А ведь еще в начале 2017 г. уголь с востока Донбасса закупался за гривны и не считался «белорусским» или «российским», закупки же российского угля были и тогда, но в значительно меньших объемах. И уж тем более  это касается закупок угля за океаном. В итоге уголь по схеме «Роттердам+» обходится украинским потребителям дороже, чем это стоило бы без этой схемы.

Отраслевая структура

Рост импорта в 2018 г., по сравнению с 2017 г., наблюдался во всех отраслях, кроме импорта минеральных продуктов (руды, зола, шлак и т.д.). Их поставки сократились на 1,5%. Опережающими (выше среднего значения) темпами увеличивался импорт по всем отраслям, кроме продукции ТЭК и химпрома.

Закупки энергоносителей выросли на 14,3%. Этот темп мог быть и выше, но, как мы писали выше, газа физически было закуплено меньше на 20,9% (на фоне более значительных закупок в 2017 г., когда газ был почти на четверть дешевле). Темп роста импорта химической продукции составил 8,3%. Главным образом в связи с оживлением внутреннего производства, о чем мы упоминали в предыдущей статье, посвященной экспорту.

В сравнении с 2017 годом структура импорта изменилась мало. Если же сравнивать с 2013 годом, то есть некоторые заметные отличия. Сократилась доля импортируемых продуктов питания и топливно-энергетических товаров (прежде всего, за счет деиндустриализации). Выросла доля импортируемой продукции химпрома, а также машиностроения (причины примерно те же, что и выше). Впрочем, в абсолютных значениях сокращение (в сравнении с 2013 г.) коснулось всех отраслей кроме малозначимой статьи импорта кожсырья, меха и изделий из них.

См. ниже таблицы «Структура импорта товаров из Украины в отраслевом разрезе» за 2017 г. и 2018 г. (за предыдущие годы см. здесь):

import_struktura_otrasli_2017_1.jpg

import_struktura_otrasli_2018.jpg

Товарная структура

Первые три позиции в ТОП-10 импортированных Украиной товаров в 2018 г. уже традиционно для последних лет занимают энергоносители – нефтепродукты, уголь и природный газ. В 2018 г. по трем указанным товарным позициям импорт составил $12,5 млрд, или 21,9% от всего импорта! И ведь это не полный перечень энергетических товарных позиций, которые импортируются. Если добавить к ним тепловыделяющие элементы для реакторов АЭС, кокс, битум, сжиженный газ и т.д., то суммарно энергетический импорт составит немногим больше $14 млрд или аккурат 25% всего импорта! См. ниже «ТОП-10 товаров, импортированных Украиной в 2018 году, млн USD (доля в общем импорте, %)». То есть, пока говорить об успехах в энергонезависимости и энергоэффективности (что как мантру повторяет власть) очень и очень рано.

top10_import_tovary_2018.jpg

Среди других товарных позиций из ТОП-10 отметим зависимость от импортных гербицидов, удобрений и тракторов. Все это на фоне пока еще имеющихся незагруженных собственных производственных мощностей. То есть, пока, к сожалению, тезис об «аграрной супердержаве» справедлив, только если таковой можно назвать сырьевой придаток к развитым странам. Впрочем, импорт сельхозтехники тоже стал уменьшаться (об этом чуть ниже).

Традиционно много импортируют в Украину автомобилей, так как собственная автомобильная промышленность, по сути, обнулена, а условий для прихода в страну глобальных корпораций для организации сборки не создали ни действующая власть, ни ее «папередники». В значительных объемах импортируются медикаменты. Ну а безудержный рост тарифов подстегнул импорт светодиодов – а точнее лампочек на их основе (как энергосберегающих). Стимулированием же развития соответствующих производств в Украине власть также не озаботилась.

В целом в ТОП-10 самых импортируемых товаров присутствует 6 товаров конечного потребления на фоне исключительно сырьевого ТОП-10 в экспорте.

Стоит также отметить, что совокупно доля ТОП-10 импортируемых в Украину товаров составляет немногим более 35%, тогда как ТОП-10 экспортируемых – половину. Это объясняется скудностью товарных позиций, которые Украина может предложить на внешних рынках. Тогда как товарная номенклатура импорта, обусловленного спросом, является существенно большей, включая огромное количество товаров конечного потребления, в том числе с высокой добавленной стоимостью.

Общий рост импорта обеспечила продукция из 912 товарных позиций (или 77% от общего количества в 1181 позиций).

В явных лидерах роста, как уже указывалось выше, энергоносители. В ТОП-5 товаров с наибольшим приростом импорта таковых оказалось 3: нефтепродукты, уголь каменный и антрацит, а также кокс нефтяной и битум.

Еще 2 позиции, по которым импорт рос быстро – диоды (т.е. светодиодные лампы в первую очередь), по которым в относительном измерении рост оказался четырехкратным, и автомобили.

Кстати, на шестом месте по росту импорта оказался газ, хотя еще в первом полугодии 2018 г. именно газ лидировал в рейтинге товаров, поставки которых снижались. «Эффективные» менеджеры «Нефтегаз Украины», получающие миллионные зарплаты и премии в 2018 г., добились максимального «эффекта»: они значительную часть закупок осуществили во втором полугодии, когда газ был дороже. См. ниже «ТОП-5 товаров, прирост импорта которых в Украину был больше всего в 2018 г., по сравнению с 2017 г.».

top5_prirost_import_tovary_2018.jpg

Уменьшение объемов импорта в Украину наблюдалось по 269 товарным позициям. На первом месте по падению (-$198 млн) оказался кокс и полукокс – очевидно в связи с существенным увеличением закупок коксующегося угля и его переработки в кокс уже в Украине. См. ниже «ТОП-5 товаров, импорт которых в Украину снизился больше всего в 2018 г., по сравнению с 2017 г.».

В пятерке по уровню снижения оказались 2 вида удобрений, что связано с введением правительством антидемпинговых мер по защите внутреннего рынка (в основном против российской продукции), которые привели к оживлению внутреннего производства. А вот еще 2 позиции – это машины или механизмы для уборки, обмолота сельхозкультур, а также трактора. Здесь можно выделить две причины. С одной стороны, снижение связано с программой поддержки отечественных сельхозмашиностроителей, которая действует в форме компенсации аграриям части стоимости купленной сельхозтехники отечественного производства. Другая сторона неприглядная: в последнее время в Украину стали заезжать комбайны-«бляхи» с европейской регистрацией – по аналогии с «легковушками».

top5_snigenie_import_tovary_2018.jpg

Географическая структура

Украина в первом полугодии 2018 г. импортировала товары из 212 стран и юрисдикций (включая Остров Святой Елены, Острова Теркс и Кайкос, Западную Сахару, Такелау).

Наибольший объем товаров Украина традиционно импортировала из России – на $8,1 млрд, что составляет 14,2% в общем объеме импорта. Совсем немного отстает Китай – $7,6 млрд, что составляет 13,3%. См. ниже «ТОП-10 стран по объему импорта товаров в Украину в 2018 г.».

top10_import_strany_2018.jpg

Правда, небольшим это отставание является формально – если учитывать импорт Украиной «европейского газа», который, разумеется, весь имеет российское происхождение. Если же скорректировать импорт в связи с этим обстоятельством, то выяснится, что доля российских товаров в украинском импорте составляет почти 1/5 – 19,4%. А в абсолютных цифрах импорт из России в 3 три с лишним раза превышает экспорт из Украины в Россию.

ТОП-10 стран, с которыми Украина имела наибольший товарооборот в 2018 г., мало отличается от ТОП-10 стран, из которых импортировались наибольшие объемы товаров: только вместо Словакии, которая поставляет в первую очередь российский газ, в ТОП-10 по товарообороту попала Индия, являющаяся важным экспортным рынком для украинской сельхозпродукции. См. ниже «ТОП-10 стран по объему товарооборота с Украиной в 2018 г.».

top10_tovarooborot_strany_2018.jpg

Наибольшее положительное сальдо торговли товарами Украина имеет как раз с упомянутой выше Индией: +$1,6 млрд. В пятерку попали также 3 представителя ЕС и Турция. А вот Египет существенно сократил закупки украинских товаров. Поэтому из списка основных покупателей, в котором находился много лет подряд, выпал. См. ниже «ТОП-5 стран, с которыми Украина имела наибольшее положительное сальдо торговли товарами в 2018 г.».

top5_pologitsaldo_strany_2018.jpg

Отрицательное сальдо торговли товарами с рядом стран у Украины является очень существенным для размеров украинской экономики. Наибольшее отрицательное сальдо формально приходится на Китай (-$5,4 млрд). Это между прочим 4,7% от объема ВВП Украины. На втором месте Россия, тут дефицит торгового баланса составляет -$4,4 млрд, но это без учета газа. А с газом все 8,4 млрд, а это уже 7,3% ВВП. Немалое отрицательное сальдо приходится на Германию (-$2,8 млрд) и Белоруссию (-$2,5 млрд). А закупка пенсильванского угля, тепловозов привели к тому, что в пятерку экономик, с которыми украинская экономика имеет наибольшее отрицательное сальдо торгового баланса, вошла и экономика США (-$1,8 млрд). См. ниже «ТОП-5 стран, с которыми Украина имела наибольшее отрицательное сальдо торговли товарами в 2018 г.».

top5_otricsaldo_strany_2018.jpg

В абсолютном измерении в 2018 г. в наибольшей степени вырос (а точнее даже совершил скачок) товарооборот с Китаем (+$2,1 млрд). Кроме него в пятерке стран по приросту товарооборота Белоруссия и 3 государства ЕС с которыми торговля выросла на $747-816 млн. С Россией, которая в ТОП-5 не попала, товарооборот вырос на $600 млн – но исключительно за счет роста импорта. См. ниже «ТОП-5 стран по приросту товарооборота с Украиной в 2018 г.». Что и подтверждается тем фактом, что в ТОП-5 стран, которые нарастили поставки товаров в Украину, она уже на втором месте – сразу после Китая. См. ниже «ТОП-5 стран по приросту поставок товаров в Украину (импорт) в 2018 г.».

top5_prirostoborot_strany_2018.jpg

top5_prirostimport_strany_2018.jpg

Сергей Саливон, директор департамента экономической политики ФРУ