В Украине проблема рейдерства не снимается с повестки дня, продолжая фонтанировать новыми эпизодами, и далека до исчерпания. Под прицел же рейдеров, похоже, попали уже практически все сегменты бизнеса: крупный, средний и малый.
Масштаб активности недобросовестного поглощения настолько велик в разных бизнес-сегментах, что предпринимательская среда начинает пинками заставлять чиновников хоть как-то шевелиться.
Недавно, например, при Кабмине создали антирейдерские аграрные штабы, чтобы защитить операторов (агрохозяйства и фермеров-физлиц) от захватов в одном из наиболее рентабельных сегодня секторов украинской экономики, а в отечественном политикуме все чаще стали звучать призывы ужесточить ответственность за покушение на частную собственность.
Но власть пока только избирательно и точечно борется (еще вопрос, а борется ли?) с этим явлением, ставшим не менее брутальным как в бурные и «лихие» 90-е годы, когда страну охватил грандиозный передел собственности и активов.
Как происходит новый брутальный захват компании в Пологах Запорожской области
Редакция Новой Влады не прекращает получать жалобы со всей страны о недобросовестных действиях махинаторов, пользующихся «дырами» в украинском законодательстве и бездействием чиновников с некоторыми правоохранителями (нередко, как бывает в таких случаях, сопряженное с продажностью последних).
Как стало нам известно, в Запорожской области преступная группа захватила предприятие «ОМЗ Групп» (владеет в г.Пологи земучастком с коммерческой недвижимостью и занимается сдачей помещений в аренду), принадлежащее инвестору Виктору Михалашу из Молдовы.
В предыдущей публикации на тему рейдерства мы уже сообщали, что махинаторы пытаются захватить квартиру Виктора Михалаша в Днепре, сейчас их аппетиты распространились и на его бизнес.
Как нам стало известно из материалов уголовного дела №1201708032000501, открытого по ч.4 ст.358 (Использование заведомо ложного документа), в октябре 2016 года без ведома Виктора Михалаша, находившегося на тот момент за рубежом, произошла перерегистрация его доли в предприятии в 65% на Юрия Зверева – гендиректора «ОМЗ Групп» (формально владевшего до этого долей предприятия в 35%), а также неизвестного доселе «персонажа» из Крыма Анатолия Моисея.
В «ОМЗ Групп» нам сообщили, что Зверева на предприятие завел сын Виктора Михалаша от первого брака - Юрий. Последний, по сообщениям многих очевидцев, состоит в давних дружественных отношениях со Зверевым.
Убедив в 2016 г. отца назначить Зверева на должность директора компании, впоследствии оба Юрия нехитрым путем добились, чтобы доля в 35% отошла новому директору. Тогда процедура переуступления части предприятия проходила как бы законно. Но аппетит, как известно, приходит во время еды, и, похоже, дерзкие дельцы вздумали отобрать от владельца компании весь «кусок пирога».
Из материалов уголовного дела следует, что «схемщики» отжимали долю Виктора в «ОМЗ Групп» посредством фиктивной продажи через доверенное лицо без присутствия самого владельца компании – на доверенности махинаторы «нарисовали» каракули, ничего общего не имеющие с подписью учредителя компании (см. ниже сканы результатов графологической экспертизы).
Нотариально купчую «сделку» уже с поддельной подписью Виктора заверяла частный нотариус Инна Петрушенская (свидетельство №2787) из Днепра. Впоследствии уже на основании такой «бумаженции» права собственности на доли в «ОМЗ Групп» были с завидной быстротой перерегистрированы на Моисея и Зверева, отмечается в материалах уголовного производства.
Кстати, согласно приказу Минюста от 23.02.2017 №3014/7 была назначена проверка Петрушенской, которая ранее уже фигурировала в некоторых скандальных историях с сомнительными регистрациями, и ходили слухи о ее возможном лишении лицензии на осуществление нотариальной деятельности из-за «грешков» по прежним эпизодам.
Сам Виктор Михалаш сообщил нам, что долю в 65% никому не продавал и не уступал, крымского Моисея вообще не знает, а на момент так называемой «продажи» компании и переоформления документов он находился за пределами Украины, о чем есть соответствующие справки и подтверждающие документы. Согласия же о передаче контрольного пакета «ОМЗ Групп» он никому ни устно, ни письменно, ни документально не давал и вообще не обещал/не хотел этого делать.
Более того, как рассказали нам в «ОМЗ Групп» сотрудники предприятия, хорошо осведомленные в сути ситуации, Зверев, пользуясь своими дружественными связями с сыном Виктора Михалаша Юрием, с самого начала работы на фирме якобы недобросовестно выполнял свои обязанности, часть доходов компании постоянно могла уходить «налево», прибыль все время искусственно занижалась, фиксировались и другие финансовые злоупотребления со «схемами».
Вялая реакция правоохранителей и «тормоза» власти
Позиция полиции Полог в этой ситуации нас, мягко говоря, удивила. Во-первых, уголовное дело было открыто не сразу после заявления Виктора Михалаша о захвате его фирмы, а только в мае 2017 года (спустя почти полгода) и то - после грозного нагоняя из управления Нацполиции Запорожской области.
Во-вторых, дело пологовские следователи открыли почему-то по «мягкой» ч.4 ст. 358 УК, хотя ущерб от действий рейдеров может исчисляться миллионами долларов: становится очевидным, что отжим прибыльной фирмы и ее активов наносит явный существенный денежный ущерб потерпевшей стороне. Это, к слову, не барсетку на улице отобрать или шапку с кого-то снять в стиле раннего гоп-периода Януковича. Речь идет о крупном финансовом ударе по бизнесу и инвестициям Михалаша-старшего.
Не лишним будет отметить, санкция этой статьи предусматривает наказание в виде штрафа до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет. Таким образом, «схемщикам» может сойти с рук посягательство на чужой бизнес.
Кроме того, из материалов дела следует, что с начала расследование производства было поручено капитану полиции А.Белому. При нем следственные действия не порадовали оперативностью и дело, как говорят в таких случаях, почему-то начало спускаться, «на тормоза». Впоследствии эстафету в расследовании передали следователю Пологовского отдела полиции Сергею Петренко. Но фигурантов бизнес-атаки снова так никто и не задержал, несмотря на явные основания - доказательства и неопровержимые факты их вероятной причастности к поглощению контрольной доли фирмы Михалаша-старшего.
В-третьих, пологовские правоохранители на начальном этапе расследования захвата «ОМЗ Групп» по странному стечению обстоятельств не подали в суд ходатайство об аресте счетов и активов предприятия, хотя бы на период расследования. Рейдеры в свою очередь могут продолжать до сих пор вести свою незаконную активность и пользоваться активами отжатой фирмы, оставаясь на свободе, и, вероятно, имея возможность без препятствий влиять на ход расследования, а также уничтожать доказательства своих гнусных проделок.
В комментарии корреспонденту Новой Влады Петренко немного удивил – сказал, что материалы производства уже переданы (читай – отфутболены) в Запорожье, мол, на основании того, что это - не подследственность пологовских копов.
«Все доказательства были собраны, фигуранты установлены, свидетели опрошены, назначены соответствующие экспертизы и дело ушло в Запорожье по подследственности – теперь им занимаются там», - рассказал г-н Петренко, успокаивая и заверяя, что, мол, это производство якобы «никто «на тормоза» не спускает и не затягивает».
Возможно из-за тайны следствия, может быть из-за какой-то другой тайны (или тайных делишек), но Михалашу-старшему силовики постоянно говорили что-то одно, а на деле выходило совсем иное. Например, в полиции ему сообщали об отсутствии судебного решения об аресте активов «ОМЗ Групп», хотя впоследствии выяснялось, что решение Пологовский суд принимал, но кулуарно почему-то отказывался удовлетворять ходатайство о наложении финансовых и иных ограничений на деятельность предприятия. В то же время получалось, что пятидневный срок апелляции на это судебное решение (см. скан копии документа ниже) силовики-следователи то ли почему-то «просыпали», то ли намеренно пропускали, держа все это время потерпевшего в неведении о судебных перипетиях. Так ли это (и почему такое допускали наши доблестные «органы»), должна выяснить проверка.
Петренко нам в комментарии также не стал пояснять, почему действия группы захватчиков квалифицировали по такой «мягкой» статье УК и почему все-таки не было своевременно подано ходатайство об аресте счетов и активов «ОМЗ Групп» и т.д.
Зверев комментировать Новой Владе конфликт вокруг предприятия Михалаша-старшего и своей роли в нем наотрез отказался, мол, «мне сказать нечего, никаких комментариев я не даю, я уже все рассказал местным журналистам и СМИ». При этом голос у директора предприятия в разговоре с нашим корреспондентом был заметно чего-то подавленным и грустным.
Сейчас, как нам стало известно, некоторые экспертизы (в частности, графологическая) уже готовы (см. копии сканов ниже) и доказана фальсификация подписи владельца «ОМЗ Групп» на доверенности.
Одновременно Виктор Михалаш, уверенный в своей правоте и добивающийся справедливости, подал жалобы на странно «пассивных» следователей Полог, требуя проведения проверки их деятельности и ротации, а также обратился в Хозяйственный суд с гражданским иском о признании «липовой» доверенности недействительной.
Нова Влада будет продолжать следить за развитием событий вокруг этой ситуации и информировать читателей в последующих публикациях с официальными комментариями правоохранителей и чиновников в виде ответов на журналистские запросы.
Вместо заключения
На прошлой неделе стало известно, что в Украине может открыть свои производственные мощности шведская компания с мировым именем IKEA, которая известна своей принципиальной позицией о «чистоте бизнеса» - никаких взяток, добросовестная бизнес-активность, 100%-ная легальная хоздеятельность и проч. Выход такого предприятия на рынок любой страны – показатель надежности инвестиций и благоприятной коммерческой среды.
Однако примеры по типу ситуации с отжимом бизнеса и имущества у Виктора Михалаша, по многим сообщениям и жалобам бизнес-сообщества, могут на нет свести (и сводят) все попытки власти, чиновников и предпринимателей заводить в Украину инвестиции от зарубежного бизнеса и частных инвесторов.
Так, уже сегодня известны десятки примеров, когда выход известных крупных компаний на украинский рынок (один из последних примеров – недолет лоукостера Ryanair до украинского «неба») просто упирался в отечественные реалии: некоторые продажные силовики, «дыры» в законодательстве, коррумпированные суды, вялая реакция власти на рейдерские захваты, отсутствие жесткого наказания для захватчиков чужой собственности и имитация реформ просто перечеркивают стремления сделать Украину инвестиционно привлекательной для иностранного капитала…
Продолжение следует…